Жизненное пространство. Трилогия. Избавиться от комплексов

Сужение физического жизненного пространства для человека в возрасте после 60 лет все более напоминает процесс, обратный тому, который наблюдается в детстве: неограниченное в принципе для доступа пространство мира в более молодом возрасте все больше сужается сначала до пределов района, потом - улицы, затем - двора, дома и наконец постели.

Наиболее часто посещаемыми местами в жизненном пространстве становятся отнюдь не театры (их вообще не посещает 85% пенсионеров), не му-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 603


В пожилом возрасте происходит значительное

сужение жизненного пространства и снижение

психофизических возможностей.

зеи (не посещает 82%), не выставки (не посещает 78%) и не библиотеки (не посещает 78%) (Патрушев В. Д. , 1998). Их место теперь занимают магазины, аптеки, поликлиники, ближайшие «забегаловки» (выпивают 1 раз в неделю и чаще 23% мужчин в возрасте около 70 лет) (Потанина Ю. А., 1999) и лавочки, беседки перед домом.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Само взаимодействие пожилого человека с окружающими предметами постепенно качественно изменяется. Снижение его психофизических возможностей с неизбежностью приводит к появлению необходимых вспомогательных средств: очков, зубных протезов, ручной тележки для перемещения тяжестей, трости и некоторых других. Наличие этих предметов, с одной стороны, помогает пожилому человеку более или менее эффективно действовать, а с другой - создает ему дополнительные неудобства и заботы.

Например, при чтении всякий раз приходится доставать очки, протирать их стекла; во время еды протезы могут вызывать чувство дискомфорта - на неудовлетворительное качество зубных протезов жалуются 34% мужчин и 48% женщин (Потанина Ю. А., 1999); трость, которая помогает сохранять равновесие и смягчить боли во время ходьбы, порождает опасения забыть ее где-то (по данным того же автора, палочкой пользуются около 12% семидесятилетних).

Вследствие снижения подвижности и скорости перемещения пожилому человеку приходится по-новому рассчитывать время на совершение различных действий, процедур и переходов, например время для своего прибытия в назначенное место к назначенному часу.



У многих пожилых людей физические действия вызывают боли в суставах, мышцах, пояснице, что значительно ограничивает их возможности, например, по содержанию в порядке своего жилища, одежды, обуви. 71,1% пожилых людей нуждается в доставке продуктов, 77% - в стирке белья, 72% - в уборке жилища, 23,6% - в приготовлении пищи (Карпенко-ваТ. В., 1998).

Окружающий физический мир все больше заставляет пожилого человека быть бдительным и вызывает чувство напряжения в связи с возможным возникновением различных опасностей. Все опаснее становится везде: дома, на лестнице, на улице, в общественном транспорте, в закрытом помещении и в сквере - на одиноко стоящей скамье, в толпе и в одиночестве. 22% мужчин и 39% женщин в возрасте около 70 лет не чувствуют себя в


604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

безопасности нигде (Потанина Ю. А., 1999). Таким образом, физический мир становится все менее податливым, надежным, управляемым, предсказуемым и все более опасным.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Из изложенного выше становится понятным, что и социальный мир для человека в этом возрасте постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Кажется, что молодые люди только делают вид, что прислушиваются к мнению стариков. Конфликты с молодым поколением - распространенное явление (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

В современном обществе «опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым людям не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не уважаемы молодыми как "стратегические учителя"» (Краснова О. В., 1997, с. 5).

Между тем у многих именно в этом возрасте впервые появляется стремление быть полезным и нужным людям (Шахматов Н. Ф., 1996). Однако молодые видят в этом стремлении назойливость, старческое брюзжание и не принимают его всерьез.

Пожилым людям, сохранившим здравый смысл и рассудок, остается только мудро смириться со своим положением «отставших от жизни» и терпеливо, в меру сил и способностей помогать близким - детям, родственникам, друг другу- Если позволяют силы - работать и таким образом общаться с людьми, иначе наваливается нестерпимое одиночество.

В российских условиях, кроме того, работа - это средство для выживания пожилых. В новых экономических условиях изоляция пожилых людей усилилась: 63% пенсионеров отметили, что по сравнению с 1991 г. круг и интенсивность общения у них уменьшились (Патрушев В. Д., 1998).

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

Наиболее оптимальным типом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

Следует отметить еще раз, что в этом отношении больше «везет» мужчинам, поскольку из них в возрасте около 70 лет в браке состоит 75%, в то время как женщин - всего 35%.

Факторы развития

В связи с появлением у пожилых людей большого количества свободного времени возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени - это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и воп-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 605

рос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронически больных только 7-26%, среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т. д.) тяжелобольных 97% (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). 7,7% работающих и 4,1% неработающих пенсионеров продолжают учиться и повышать свою квалификацию. Занятия остальных в свободное время - это просмотр телевизионных передач (84,6%), интерес к радиокомпозициям (80%), чтение литературы (72%) и общение (69%).

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Приближающийся конец жизни неизбежно поднимает перед пожилым человеком «вечные вопросы». Не исключено, что религиозность, усиливающаяся в пожилом возрасте, и является реакцией на обострение актуальности этих вопросов. Вера в Бога дает надежду на то, что с окончанием физического существования существование души не прекратится, а приобретет какую-то новую форму.

Как бы там ни было, но среди верующих, по разным данным, лиц старше 60 лет от 53% до 65,8% (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997; Новикова Л. Г., 1998).

Предположение о том, что пожилые надеются на спасение после смерти, по-видимому, верно потому, что среди верующих всех возрастов 45% верят в загробное существование души (не исключено, что большая часть из них - пожилые люди), 52% - в рай, 46% - в ад, 49% считают, что «жизнь имеет смысл потому, что есть Бог» (Каариайнен К., Фурман Д. Е.). Всего же верующих среди лиц старше 18 лет в нашей стране в настоящее время - 47%.

СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ


Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно. У многих из них к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни.

Так называемая «счастливая старость» сопровождает тех, кто по отношению к жизни занимает позицию, сходную с позицией Екклезиаста: все в жизни - знания, звания, почетные должности, межличностные отношения, деньги - все это «суета сует».

Людям с такой позицией свойствен спокойный, созерцательный взгляд на сегодняшнюю жизнь, на происходящие события. По существу, это не пассивная, а активная позиция, поскольку она определяет характер и форму поведе-

«Счвстливвя старость».


606 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

ния, деятельности и общения человека. Пожилые люди с такой позицией меньше спорят, меньше драматизируют события, чаще говорят «да», хотя при этом остаются при своем мнении и проводят свою линию поведения. Они не сидят на месте, а неторопливо действуют в соответствии со своими укоренившимися интересами, привязанностями и личными стремлениями. Они не делают решающих ставок на будущее, а наслаждаются текущим настоящим.

Важно то, что такая счастливая старость возможна даже при неблагоприятных условиях - не очень хорошем здоровье и материальном неблагополучии (Шахматов Н. Ф., 1996, с. 65).

РЕЗЮМЕ

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.


ГЛАВА 6

СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

1еловек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.

Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.

Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл.

Описать с психологической точки зрения финальный период жизни че
ловека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что
тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоис
следованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно лич
ностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-
объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному
воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возра
стным параметром на отношение к ______________________________

смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки по-


608 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...) ШШШШШШШШШШШШШШШ

стараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.

СТРАХ СМЕРТИ

В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum, 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг, 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг, 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

Чаще всего понятие «жизненное пространство» употребляют со словом «организация», подразумевая наведение порядка на своем рабочем месте, распределение рабочего времени и прочие мероприятия, связанные с самоорганизацией. Никто не будет спорить, что такого рода организация и оптимизация жизненного пространства очень важна, так как без этого достичь успеха в любой из сфер жизни невозможно. Но есть более интересное определение жизненного пространства, которое ему дает психология, вот с этой точки зрения мы его и рассмотрим.

Психология жизненного пространства

Это понятие было введено психологом Куртом Левиным, который считал, что человеческая жизнь проходит не столько в реальном мире, сколько в мире, сформированном его сознанием на основании накопленных знаний и опыта. При этом психолог предлагал рассматривать личность и ее представления о мире как единое целое, а все факторы, влияющие на его сознание, он называл жизненным пространством. Надо заметить, что это пространство совершенно не подчиняется физическим законам, человек может сидеть в одиночной камере, но при этом его жизненное пространство будет охватывать километры. На его размеры оказывает влияние мировоззрение человека, и чем оно шире, тем большим жизненным пространством личность может обладать.

Размеры этого пространства не постоянны, увеличиваясь по мере взросления. Чаще всего своего максимума оно достигает к середине жизни, постепенно уменьшаясь к старости. Жизненное пространство может уменьшаться у тяжелобольного или подавленного человека, ему ничего не интересно, нет тяги к новым знаниям и знакомствам. Иногда этот процесс может быть обратимым.

Если никаких серьезных болезней нет и до старости еще далеко, свое жизненное пространство можно легко расширить. Нужно просто перестать быть равнодушной, в мире происходит столько всего интересного – ученые совершают открытия, появляется новая музыка, фильмы и книги, археологи раскапывают древние города, перечень этот можно продолжать бесконечно. Наша жизнь – это книга, и только от нас зависит, будет она наполнена удивительными историями или на ее изломанных блеклых страницах останется только серость и грязь.

Хотя мы начали с человека и впоследствии окружили его психологической средой, было бы ближе к левиновской идее (идти от общего к частному) начать с жизненного пространства и дифференцировать в нем человека и среду. Ибо жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

"Задача динамической психологии – однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент" (Lewin, 1936а).

Тот факт, что жизненное пространство окружено физическим миром, не означает, что жизненное пространство – часть физического мира. (Рис. 9-3.) Скорее, жизненное пространство и пространство за его пределами – дифференцированные и отдельные регионы большей тотальности. Что это за тотальность, – какова эта большая вселенная – конечная или бесконечная, являет она хаос или космос – не имеет к психологии никакого отношения, за исключением одного важного момента. События, существующие во внешнем регионе и соседствующие с границей жизненного пространства – Левин назвал этот регион "внешней оболочкой жизненного пространства" – могут материально воздействовать на психологическую среду. То есть непсихологические события могут изменять психологические. Левин полагал, что изучение событий, происходящих во внешней оболочке, может быть названо "психологической экологией". (1951, гл. VIII). Первый шаг психологического исследования – установить природу событий, существующих на границе жизненного пространства, поскольку эти факты помогут определить, что возможно, а что – нет, что может случиться в жизненном пространстве, а что не может. Левин проделал эту работу перед тем, как предпринял исследование пищевых навыков у людей и возможности их изменения. (1943, 1951, гл. VIII).

События в психологической среде также могут вызывать изменения в физическом мире. Между этими двумя мирами – двустороннее сообщение. Соответственно, говорят, что граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости. Граница напоминает проницаемую мембрану или сеть – скорее, чем стену или жесткий барьер. Отметим по ходу дела, что физический мир не может прямо коммуницировать с человеком, равно как и человек не может напрямую коммуницировать с внешним миром. Событие, прежде чем повлиять на человека или испытать его влияние, должно стать фактом психологической среды. Это ясно при взгляде на рисунок, изображающий человека полностью окруженным пространством психологической среды.

Указание на проницаемую границу между жизненным пространством и физическим миром чрезвычайно важно. Поскольку события в непсихологическом мире могут кардинально менять все течение событий в жизненном пространстве, предсказания, основанные только на знании психологических законов, несерьезны. Никогда нельзя быть уверенным заранее, что какое-то событие из внешней оболочки не нарушит границу жизненного пространства и не перевернет вверх тормашками психологическую среду. Случайная встреча, неожиданный телефонный звонок, авария, как известно, могут изменить течение жизни. Поэтому, подчеркивает Левин, для психолога реальнее понять конкретную, в данный момент существующую психологическую ситуацию при помощи описания и объяснения в терминах теории поля, нежели попытаться предсказать, как собирается вести себя человек в некотором будущем.

Следует отметить другое свойство жизненного пространства. Хотя человек окружен психологической средой, он – не часть среды и не включен в нее. Психологическая среда заканчивается у периметра круга, так же, как непсихологический мир – у периметра эллипса. Однако, граница между человеком и средой также проницаемы. Это означает, что события среды могут влиять на человека, P=f(E), и наоборот, E=f(P). Прежде, чем мы перейдем к обсуждению природы этих явлений, следует ввести еще одну дифференциацию в отношении структуры человека и среды.


Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство


// Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н.Ермакова И В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.


2.3.Личность и ее жизненное пространство

1. Понятие жизненного пространства


Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Жизненное пространство, по мысли К. Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности.

К.Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако, современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.

Жизненное пространство изображалось К.Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

У новорожденного ребенка жизненное пространство недифференцировано: он плохо выделяет границы своего тела, у него нет представлений о прошлом и будущем. По мере взросления детей у них происходит расширение жизненного пространства во времени и в пространстве. Начинает расти дифференциация между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства. Реальный уровень связан с отражением реальных событий, происходящих в физическом и социальном мирах, ирреальный наполнен фантазиями, желаниями и страхами. Степень дифференцированности внутренних и внешних областей жизненного пространства взаимосвязаны между собой. Чем более структурированной является сама личность, тем более структурировано ее представление об окружающем мире.

Растущая дифференциация сопровождается ростом интеграционных процессов, которые проявляются в увеличении сложности и иерархичности организации жизненного пространства. К.Левин считал , что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.

Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.

Для более детального анализа К.Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов. К.Левин подчеркивал, что прошлое представлено в настоящем психологическом поле знаниями, установками, пережитыми чувствами в отношении тех факторов, которые воздействуют в данный момент на личность, а также теми подструктурами внутреннего мира личности, которые сформировались ранее. Будущее представлено теми планами, целями, ожиданиями, которые имеют отношение к происходящему в данный момент времени.

Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.

Дж.Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Дж. Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.

В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

2. Характеристики жизненного пространства личности


К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;

б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;

в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

Л.П.Гримак выделяет две реальности: 1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством и 2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром. По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.

В НЛП их соотношение называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:

1. англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее - справа;

2. арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

Люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни, свой опыт они хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую из них. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

П.И. Яничев исследовал структурные свойства личного времени, которые отражаются и переживаются субъектом.

Непрерывность - прерывность. Восприятие неизменности течения времени, невозможности его остановить.

Объективность - субъективность. Его объективность выступает для человека независимостью его течения от его действий. Уход в себя, поглощенность внутренними процессами создает ощущение собственного времени.

Необратимость - обратимость. Необратимость физического времени и обратимость психологического создают у человека иллюзии.

Универсальность - локальность. Речь идет об универсальном времени для живых и неживых объектов. Наряду с ним существуют свои шкалы и масштабы времени.

Равномерность - неравномерность. Описывает темп течения времени. Существует много данных, свидетельствующих об изменении скорости течения времени в связи с его наполненностью событиями.

По данным автора, адекватнее всего и раньше всего детьми отражаются такие свойства как непрерывность и объективность. Необратимость и универсальность усваиваются хуже: половина старших дошкольников считает, что можно оказаться в прошлом.

Известный представитель трансперсональной психологии К.Уилбер считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски» - самая узкая территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;

Б) уровень эго - граница проходит между сознанием человека и его телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;

В) организм в целом - граница проходит между телом и внешним миром, душа с телом находятся в гармонии и единстве, но они противопоставляются миру;

Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К.Уилбера , любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

Итак, жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.

1. Широта жизненного пространства. Она определяется по числу тех областей реального мира, которые субъект считает относящимися к его жизни и которые нашли отражение в его картине мира.

2. Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах: а) внутриличностную дифференцированность и б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства. Хотя К.Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства нет.

3. Степень организованности и согласованности ее частей. Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.

4. Проницаемость внешних границ жизненного пространства. Она может проявляться как в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров, так и в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.

5.Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.

6. Степень реалистичности - ирреалистичности жизненного пространства. Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.

7. Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности. В работах К.Левина фигурирует термин «поле власти», под которым он понимал способность одного человека индуцировать силы, действующие на другого человека. Он считал, что можно выделить силу и границы поля власти у каждого человека. Поле власти «ведущего» всегда больше, чем поле власти «ведомого». К.Левин иллюстрирует это понятие, на примере того, как изменяется поведение детей в присутствии авторитетного для них взрослого (например, воспитателя). Человек, обладающий властью над другим человеком, может индуцировать в нем потребности в соответствии со своими целями. Поле власти всегда уже, чем психологическое поле, так как в одних областях человек обладает большой властью, а в других нет. В процессе взаимодействия людей их поля пересекаются, и в каждом конкретном случае соотношение сил меняется.

8. Степень заселенности жизненного пространства людьми. Определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.

9. Широта временной ретроспективы и перспективы. К.Левин отмечал , что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако, это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

2. Степень дифференцированности временных отрезков. Определяется дробностью временных интервалов, которые служат определенными вехами. Для одних людей единицей анализа может выступать год или даже месяцы, для других пятилетия или десятилетия (до школы, школа, вуз и т.д.). Известно, что события недавнего прошлого более дифференцированы, чем давние события.

3. Целостность временной перспективы и ее структурированность. Под целостностью мы понимаем преемственность впечатлений прошлого, настоящего и будущего, при которой настоящее рассматривается как естественный переход от прошлых событий к предстоящим. При таком восприятии своего жизненного пути человек видит в своих сегодняшних поступках следствия прошлого опыта и влияние будущих целей. Что касается структурированности, то она связана с восприятием связей между событиями и их категоризации по степени значимости для субъекта. Неструктурированность проявляется в рядоположности событий разной степени важности.

4. Степень событийной насыщенности жизненного пространства. Эта характеристика определяется количеством событий, которые субъект считает важными вехами своего жизненного пути. Д.Келли отмечал , что на событии не выгравировано его значение, люди сами придают ему определенную ценность. В соответствии с этим, человек, который ценит те радости, которые ему посылает жизнь, будет воспринимать свою жизнь как богатую радостными событиями.

Изучение личности через данные характеристики позволяет психологу увидеть мир ее глазами и помочь оптимизировать мировосприятие.

3. Стратегии взаимодействия личности со средой


Восприятие личностью окружающей действительности имеет субъективную природу, поскольку обусловлено характером интерпретации жизненных событий. Находясь в одинаковых жизненных обстоятельствах, одни люди рассматривают окружающих людей как лидеров, за которыми надо следовать, другие - как конкурентов в борьбе за жизненные блага, третьи - как единомышленников в достижении общих целей.

В психологии существует большое количество типологий личности, но между ними существует много общего, что обусловлено ограниченным набором стратегий взаимодействия субъекта с внешним миром.

А.В.Либин , предлагая единую концепцию стиля человека, в качестве основных характеристик взаимодействия человека с физической и социальной средой называет следующие.

Интенсивность - умеренность, которая характеризует энергетический потенциал личности и степень активности в освоении и преобразовании среды;

Устойчивость - изменчивость, которая определяет богатство репертуара поведенческих стратегий личности;

Широта - узость диапазона взаимодействия, которая проявляется в степени артикулированности поведения:

Включенность - дистантность как мера автономности функционирования субъекта.

Наиболее основополагающей из перечисленных характеристик является последняя, поскольку именно она задает направленность взаимодействия субъекта с внешним миром. В рамках этого параметра можно рассмотреть два крайних варианта: дистантность в разных формах (избегание, уход, созерцательность) и активное взаимодействие с предметной средой. Если же в качестве среды рассмотреть область социального взаимодействия, то активное взаимодействие приобретет еще две характеристики: знак и позицию. В результате мы получим следующую схему взаимодействия субъекта с другими людьми.


Рис. 1.Основные стратегии межличностного взаимодействия.


Рассмотрим, насколько эти стратегии представлены в типологиях личности, предложенных зарубежными психологами.

Э.Фромм описал пять социальных типов характера:

Рецептивный, для которого характерна зависимость от других людей и пассивность;

Эксплуатирующий, который характеризуется агрессивностью, стремлением подчинять себе других людей, эгоцентризмом;

Накапливающий, которого отличает стремление к изоляции от других людей, ригидность, сдержанность;

Рыночный, который с одной стороны является открытым для нового, любознательным, но с другой стороны циничным и опустошенным;

Продуктивный - единственный вариант продуктивного типа личности, который сочетает в себе главные положительные черты (независимость, спокойствие, доброжелательность, креативность).

Если соотнести эти типы характеров с предложенной схемой, то обнаружится следующее соответствие.

Рецептивный относится к стратегии подчинения;

Эксплуататорский - к стратегии негативного доминирования;

Накопительский - к стратегии избегания;

Рыночный - к стратегии конкуренции;

Продуктивный - к стратегии сотрудничества.

К.Хорни предложила классификацию, состоящую из трех личностных типов в соответствии с ведущей ориентацией в отношениях с другими людьми:

Уступчивый тип (подчиняющийся и пассивный);

Враждебный тип (доминантный и агрессивный);

Обособленный тип (уединяющийся и самодостаточный).

Нетрудно заметить, что они полностью соответствуют стратегиям подчинения, негативного доминирования и избегания.

Особенно ярко вышеописанные стратегии представлены в типологиях, основанных на межличностных отношениях и стилях общения.

По мнению Д.Шмертца , всех людей можно подразделить на две группы, в зависимости от того, как они разрешают конфликт между двумя противоположными потребностями: принадлежать другим людям, иметь с ними тесные контакты и быть свободным, внутренне интегрированным.

Он предлагает классификацию личностей в зависимости от их установки на других людей, степени социализованности и вида агрессии. Уровень социализованности в его типологии возрастает от первого типа к четвертому в обеих колонках. Первые два варианта в обеих колонках характеризуются внешним проявлением агрессии, а третий и четвертый типы - подавлением агрессии или направленностью ее на себя.

Таблица 1.
Типология личностей по Шмерцу.


принадлежность к другим людям

Личности, которые предпочитают

автономию от людей

1.Низко социализированные.

1. Изолированные.

2. Эксплуататорские.

Лицемерные, садистические.

2. Высокомерные.

Нарциссизм.

3.Подавленные.

Пассивно-агрессивные личности.

3. Отстраненные.

Пассивно-агрессивные и избегающие.

4. Стремящиеся к близости.

Мазохистский тип.

4. Покорные.


Как видно из описания этих типов, они также разделяются по признакам дистанции, знака и позиции в отношениях с другими людьми.

Классификация Т.Лири основана на сочетании двух параметров: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Сочетание дружелюбия и доминирования соответствует стратегии позитивного доминирования, сочетание дружелюбия и подчинения - стратегии подчинения, сочетание враждебности и доминирования соответствует стратегии негативного доминирования, сочетание враждебности и подчинения близко по смыслу стратегии избегания.

Типология, предложенная К.Юнгом , является наиболее общепризнанной в зарубежной психологии. Она построена, с одной стороны, на критерии направленности личности на внутренний или внешний мир, с другой стороны, на ведущем канале получения информации (ощущении, интуиции, мышлении и чувстве). Сочетание экстраверсии или интроверсии с доминирующим каналом информации дает восемь вариантов личностных типов. К.Юнг считал основополагающим для определения типа личности источник информации, на основе которого личность выстраивает свое поведение, иными словами, ее ментальный опыт.

М.Майерс и К.Бригг в конце 50-х годов прошлого столетия разработали классификацию личностей, основанную на идеях К.Юнга, которая включает 16 типов. В ее основу положено три критерия из теории К.Юнга и один новый:

способ пополнения запаса энергии (экстраверсия - интроверсия);

способ сбора информации (сенсорность - интуиция);

способ принятия решения (мышление - чувствование);

способ организации взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие).

Комбинации из этих характеристик дают 16 типов личности, на которые авторы и их последователи опираются при подборе работы, а также в разнообразных формах консультирования.

Типология Г.Айзенка перекликается с типологией К.Юнга. Один параметр даже сохранил юнговское название экстраверсия-интроверсия. Правда, Г.Айзенк подчеркивал, что его понимание этого параметра иное, так как он ставит эти характеристики в зависимость от отношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями. Однако, описание интровертов и экстравертов у Г.Айзенка аналогично юнговскому. Интроверты - это лица, ориентированные на свой внутренний мир, а экстраверты - на внешний мир. Нейротизм - эмоциональная стабильность характеризует степень эмоциональной отзывчивости на внешние и внутренние стимулы.

Таблица 2
Характеристики типов личности с ориентацией
на внутренний и внешний мир


Преимущественная ориентация на внутренний мир

Преимущественная ориентация на внешний мир

Интроверсия

Экстраверсия

Созерцательность

Активность

Внутренний локус контроля

Внешний локус контроля

Эгоцентризм

Альтероцентризм

Автономия

Принадлежность к группе


В завершение рассмотрим, какие личностные особенности детерминируют выбор стратегии взаимодействия со средой.


Позитивное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на активное взаимодействие с другими людьми. Чувствующими в себе силу для организации и руководства деятельности других людей. Уверенными в себе. Энергичными. Стремящимися к созиданию.

Формы взаимодействия с другими людьми: наставничество, управление, опека.

Негативное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на подчинение себе других людей или ориентированными на предметную деятельность, ради которой это подчинение осуществляется. Чувствующими в себе силу для жесткого контроля за деятельностью других людей. Уверенными в своих преимуществах в плане конкуренции с окружающими.

Формы взаимодействия с другими людьми: деспотизм, жесткое командование.

Подчинение. Избирается лицами, стремящимися к взаимодействию с другими людьми на фоне недостаточной самостоятельности. Не уверены в своих способностях, знаниях, силах. Боятся одиночества и ответственности за свои действия. Пассивны. Могут избирать данную позицию ради обучения, накопления опыта и знаний, тогда это сочетается с активностью.

Формы взаимодействия с другими людьми: ученичество, ассистирование, поклонение, служение.

Избегание. Избирается лицами, ориентированными на свой внутренний мир. Ослабленными болезнью или возрастом. С недостаточной уверенностью в себе и своих способностях. Пассивными. Депрессивными. Созерцательными. Самодостаточными. Независимыми.

Формы взаимодействия с другими людьми: уход в работу, затворничество, отшельничество.

Паритетные отношения. Избираются гармонично ориентированными лицами, которые не стремятся использовать других людей как средство для достижения своих целей, но и сами тоже не становятся в позицию ведомого.

Креативные, с адекватной Я-концепцией.

Формы взаимодействия с другими людьми: сотрудничество, партнерство, кооперация.

Каждый человек в разнообразных жизненных ситуациях прибегает к разным стратегиям взаимодействия с другими людьми, поскольку он исполняет большое количество социальных ролей, но наряду с этим существует предпочитаемая стратегия, которая наиболее соответствует его индивидуальности.


Литература



1. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии, 1999, 4, с.26-29.

2. Гримак Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности // Мир психологии, 1999, 4, с.81-90.

3. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. С-Пб.: Речь, 2000. - 249 с.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. - 368 с.

5. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.- 310 с.

6. Нартова-Бочаваер С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование, 2002, № 1.

7. Уилбер К. Никаких границ. М. 1998.

8. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - С.1-115.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -480 с.

10. Юнг К.-Г. Психологические типы С-Пб.: Ювента, 1995. - 715 с.

11. Яничев П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени // Ежегодник РПО в 8 томах. Т.8. С-Пб: Изд-во С-ПбГУ, 2003, с.668-673.

12. Schmertz J. The Oderliness of the Psychodynamic Structuring of Personality //
Psychology, A Journal of Human Behavior. 1991, vol.28, No. 2, pp.15-26.

В литературе бытуют разные представления о данных пространствах, часть упомянута в статье "Жизненное пространство". Здесь изложены предложения, не претендующие на отражение ходовых точек зрения.

В личном пространстве человека целесообразно выделить материальную и духовную части. Личное духовное пространство можно определить как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Духовное пространство в значительной мере недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.

Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Наоборот, делиться своим опытом можно не только без ущерба для себя, а с выгодой для всех.

Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.

В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.

В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.

Таким образом, границы личного пространства объективно есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.

Жизненное пространство человека, семьи, организации, государства, всего общества - это то, что охватывается их деятельностью и в той или иной мере необходимо для этой деятельности. В частности, оно охватывает личное пространство человека.

В жизненном пространстве тоже можно выделить духовную и материальную части. Но здесь прежде всего надо обратить внимание на второе, так как вся духовность сосредоточена главным образом в головах здравствующих граждан, в их личных пространствах. А без людей книги, произведения искусства - это не более, чем скучная хронология египетских династий.

В самом широком плане материальное жизненное пространство каждого человека совпадает с жизненным пространством человечества - с планетой Земля. Возможно, в будущем оно расширится до масштабов Солнечной системы и Галактики, но пока условия там явно не благоприятствуют экспансии. Сегодня нетрудно побывать чуть ли не в любой стране. Но если даже гражданин отъявленный домосед, то он все равно в курсе мировых событий, которые непременно сказываются на жизни даже самых глухих уголков. Поэтому если выделять жизненные пространства каждого гражданина, то они сильно переплетены и взаимозависимы.

Жизненное пространство одного человека можно разделить на разные уровни, связанные соответственно с его страной, городом, предприятием, семьей, различными общественными организациями. Каждому уровню отвечают свои предметы, ресурсы, символы, правила поведения.

Хотя это можно оспаривать, но с некоторыми оговорками я бы включил в жизненное пространство человека множество других людей, и прежде всего, его ближайшее окружение. Сколь бы ни было это окружение самостоятельным, но именно оно признает права индивида, отражает его представления и защищает его интересы. По сути человек живет настолько, насколько он живет в других людях. Если его забыли, и он никому не нужен, то это уже не человек как член общества.

Поэтому наряду с освоением собственно пространств в метрах и ресурсов в килограммах, первостепенное значение имеет изучение представлений других людей, а также пропаганда своих идей, если индивид считает их полезными для себя и для общества. Когда налажено взаимопонимание между людьми, тогда резво пойдут и метры с килограммами. А в одиночку ничего не добьешься, и если даже оттяпаешь себе силой кусок ресурсов, то без посторонней помощи из него много не выжмешь.

Таким образом, жизненное пространство других людей фактически является продолжением пространства одного человека. Влияя на своих соседей, можно отчасти управлять их хозяйством и иметь от этого дополнительные возможности и приобретения. Нередко этот механизм используется в корыстных целях, и не так-то просто его сломать. На этом фоне разворачиваются социальные конфликты , где-то с неявными, а где-то с явными претензиями на господство и на расширение жизненного пространства, причем не только физического и материального, но и в умах граждан.

В современном мире борьба за умы приобретает особое значение. Информация вездесуща и сама по себе относительна дешева, она незаметно добирается до самых глубин духовного пространства человека и оказывается таким образом мощным инструментом манипуляций людьми и перераспределения общественного богатства. Сегодня перед изощренными средствами воздействия духовность человека оказывается незащищенной как никогда. Поэтому, открывая свою душу людям, нелишне беречь свое духовное пространство и следить, не поселились ли в нем опасные сорняки навязанных идей, на первый взгляд привлекательных, но ведущих к разобщению людей и потому губительных для себя и для общества.

Итак, понятия личного и жизненного пространства, конечно, не занимают центрального места в психологии и социологии, но при желании в них можно отразить важные аспекты личности и общественного развития. Н.В.Невесенко

Загрузка...
Top