Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе? Как определить готовность ребенка к обучению в школе? Подготовка к школе: что должен знать и уметь ребенок

Вопрос, как устроить ребенка в школу, - один из самых актуальных для мам и пап шестилеток и семилеток (при поступлении ребенку должно быть не менее 6,5 лет, но и не более 8 лет). При этом искать на него ответ нужно не при приближении первого сентября, а намного раньше – с первого марта того года, когда должно начаться обучение.

Как выбрать школу для ребенка?

До того, как отдать ребенка в школу, нужно выбрать то учреждение, которое вам больше всего подходит. Как правило, мальчики и девочки идут в то образовательное учреждение, которое ближе всего к дому (и, соответственно, куда они имеют право ходить, так как зарегистрированы по месту жительства на соответствующей территории). Это представляется оптимальным решением, так как в определенный момент ученики должны начать самостоятельно добираться на учебу и домой, и этот путь должен быть максимально коротким и безопасным. При отсутствии регистрации по месту жительства направление в образовательное учреждение дается городским Управлением образования. Однако в отдельных случаях мамы и папы могут выбирать то или иное учреждение. При этом нужно полагаться не только на собственное впечатление от посещения, но и на мнения родителей других ребят, официальную информацию, в том числе из интернет-источников.

Как оформить ребенка в школу?

До того, как определить ребенка в школу, необходимо подготовить пакет документов, а именно:

  • заявление о приеме, написанное одним из родителей (как правило, его заполняют при подаче документов);
  • ксерокопии паспортов обоих родителей;
  • свидетельство о рождении будущего ученика;
  • медицинский страховой полис на будущего первоклассника;
  • выписка из домовой книги, которой подтверждается регистрация будущего ученика по определенному месту жительства;
  • медицинская карта ученика.

В некоторых заведениях данный перечень может дополняться иными документами в пределах, допустимых законом. Как прикрепить ребенка к школе, нужно выяснить еще на дне открытых дверей в выбранном учреждении.

В возрасте шести, семи лет у ребенка возможен очередной возрастной кризис. Ему надоедают детские игры, изменяется поведение. Ребенок начинает отрицать прежние ритуалы, он уже большой, вырос, и малышовые занятия ему ни к чему. Причем устанавливаться в своей взрослости ребенок может по-разному, перестает убирать за собой, уворачивается от маминых объятий. В общем, протестует, как может. Нагрянуть кризис может как в шесть, так и в восемь лет, в зависимости от внутреннего, эмоционального развития малыша. Этот кризис семи лет, как условно называют его психологи, и определяет готовность ребенка к школе.

Ритмы развития у каждого ребенка разные. Кто-то в пять с половиной лет уже готов к получению знаний за партой, а некоторым детям и в семь лет рано. Не нужно пугаться, что ребенок пойдет в школу позже других. Это избавит вас от многих проблем. На вопрос хочет ли ребенок в школу, практически каждый малыш ответит утвердительно. А как же, ведь ему купят красивый портфель, яркие ручки и карандаши, он наденет школьную форму. В действительности дальше этого мечты ребенка не заходят, да и как он это представит, в школе же он ни разу не был.

Как рассказать ребенку, что его ждет после первого в его жизни звонка на урок? Некоторые родители, чтобы усилить для ребенка привлекательность обучения расписывают все в розовых красках, идеализируют школу. Столкнувшись с реальностью, ребенок часто разочаровывается, ведь школа не оправдала его надежд. Также нельзя описывать школьные занятия как тяжелые утомительные будни. Ребенок испугается, и будет воспринимать занятия, как исполнение повинности. Следует объяснить малышу, что учиться здорово, но в школе ему придется выполнять ряд правил, подчиняться определенным требованиям и посмотреть за его реакцией, если его не испугали трудности, то он действительно готов учиться.

Также не маловажным является социальная и психологическая подготовка ребенка. Понаблюдайте, как он общается со сверстниками, может ли найти компромисс, умеет ли сдерживать эмоции и желания. В возрасте шести лет ребенок уже довольно четко осознает себя в окружающем мире. Адекватная оценка себя должна быть примерно следующей: «Я самый замечательный, но что-то умею лучше других, что-то хуже, но я из-за этого не переживаю, так и должно быть». Утверждения же типа «Я неумеха» или «Я самый, самый», должны заставить вас насторожиться.

Если малыш хорошо читает, считает, любознателен, не спешите записывать его в первый класс. Оцените его психологическую готовность к этому шагу. Ведь если малыш очень ранимый, обидчивый, или наоборот агрессивен, неуступчив, неусидчивый в школе ему будет сложно, здесь возможны и проблемы с учителями, с одноклассниками, плохая успеваемость, последующее за этим нежелание посещать школу. Пусть побудет дома еще годик, наиграется, повзрослеет. Того, что интерес учебе у ребенка пропадет бояться не стоит. Малыш каждый день познает новое, можно играть с ним в развивающие игры, стоит записаться на курсы подготовки к школе. Ребенок почувствует, что делает что-то важное, значимое и через годик сядет за парту без проблем.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Мои дорогие читатели, здравствуйте! Мы с вами уже обсуждали, стоит ли ребёнка и пришли к выводу, что каждый будущий первоклассник индивидуален. Кто-то в 6 лет готов «грызть гранит науки», а кто-то и в свои «без пяти минут восемь» с сожалением расстаётся с детским садом.

Ребёнок вряд ли поможет вам с подсказкой, идти ему уже в первый класс или нет. Как определить готовность ребёнка к школе, могут знать лишь взрослые. Есть ли такие лакмусовые бумажки, которые дают зелёный свет, чтобы сесть за школьную парту?

План урока:

Что может проверить психолог?

Повторяя пройденный материал, напомню, что у психологов умения читать и писать – не самое важное в жизни будущего первоклассника. При определении уровня готовности детсадовца переступить школьный порог «лекари детских душ»:

  1. в первую очередь, отталкиваются от настойчивого желания ребёнка;
  2. затем изучают имеющую немаловажную роль стадию коллективизации, то есть умение сотрудничать;
  3. анализируют третий показатель на к получению знаний – умение жить по инструкции, то есть подчиняться и выполнять чужие требования.

Чтобы убедиться, что малыш действительно отвечает перечисленным психологическим условиям окунуться в новый для него мир, радеющие за своё чадо родители нередко идут на приём к психологу и там уже «с глаза на глаз» выясняют, готов или ещё не очень.

Что делает с ребёнком психолог? Изучает его внутренний мир при помощи тестов. Многие пользуются тестом «зрелости», разработанным американской Джеральдиной Чейни. Она предлагает проанализировать уровень подготовки по нескольким блокам, состоящим из вопросов на:

  • познание;
  • базовый опыт;
  • языковое развитие;
  • эмоциональное развитие;
  • слуховые способности;
  • зрительное восприятие;
  • отношение к книгам.

Иные психологи предпочитают ориентационное графическое тестирование по Керну-Йирасеку. Оно состоит из:

  • рисунка человека (мужской фигуры);
  • рисунка — копии фразы, состоящей из письменных букв;
  • рисунка – копии набора точек.

В этом тесте предусмотрена своя система баллов , а дополняет его интеллектуальный опросник.

Что может проверить педагог?

Существует педагогическая диагностика, разработанная учёными в помощь воспитателям детсадов. Она позволяет определить в общем смысле, готов ли на уровне имеющихся знаний ребёнок к школе. Эти несложные тесты помогают выявить «дырки».

Задание 1 на умение сориентироваться на плоскости и сосчитать

Подобие Д. Эльконина. Не клетчатом листочке закрашивается чёрным цветом одна клетка. Ребёнку даются карандаши красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Ему требуется найти чёрный квадратик и по указанию педагога отсчитывать энное количество клеточек вправо-влево-вниз-вверх и закрашивать указанным цветом.

Задание 2 на элементарное сложение-вычитание и понимание задачи

Для него требуется также листок в клетку. Даётся простейшая задачка по типу «в комнате 3 кошки и 2 собаки». Нарисовать надо столько кружочков, сколько всего животных. И далее «из комнаты ушли 1 кошка и 1 собака». Нарисовать надо столько квадратов, сколько животных осталось.

Задание 3 на проверку развития речи

Педагоги проверяют:

  • , умение определять место звука в слове (в начале – середине — в конце) и способность выделить интонацией необходимый;
  • навыки составления предложений из 3-5 слов и определения их порядка (1-е, 2-е, последнее);
  • способность объединять понятия, например, «томат, огурец и тыква – овощи»;
  • умение составлять по картинкам рассказы.

Задание 4 на запоминание

В данном случае проверяется:

  • умение читать и знать автора, который их написал;
  • навыки сказки, рассказа.

Задание 5 на простейшие математические навыки с числами

Педагоги проверяют будущего первоклассника:

  • знает ли цифры от 0 до 9;
  • умеет ли считать до 10 туда-обратно;
  • может ли назвать предыдущее и последующее числа;
  • знаком ли со знаками «+» и «-»;
  • может ли сравнить больше-меньше;
  • определяет ли геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).

Задание 6 на знание окружающего мира

Такие тесты предполагают, что ребёнок должен знать:

  • внешний вид распространённых растений (ель, берёзка, ромашка, колокольчик и прочие);
  • различия между дикими и домашними животными, основные признаки внешнего вида птиц и прочей живности, их отличия, например, вороны от дятла;
  • признаки сезонов природы, например, что есть осенью, а что зимой;
  • названия всех месяцев;
  • названия всех дней недели.

Помимо всего прочего у потенциального первоклассника педагоги обязательно спросят название страны, города и улицы, где он живёт, номер дома и квартиры, полные имена мамы-папы, бабушки-дедушки, их род занятий.

Что могут проверить педиатр и стоматолог?

Да-да, не удивляйтесь. Очень много вопросов и обсуждения на тему, готов ли ребёнок к школе, ведут именно к педиатру и стоматологу. Медики тоже вносят свою лепту и выделяют возраст паспортный и биологический. С паспортным всё понятно – посчитайте, сколько лет-месяцев-дней с момента рождения. А как определить подходящий для школы возраст биологический?

Скажем сразу, в медицине у многих паспортный и биологический возраст не совпадают, последний может запаздывать с интервалом до 1,5 лет. Что это значит? А значит это, что выпроваживать за школьную парту лучше тогда, когда имеется к тому психофизиологическая готовность детского организма.

Для определения биологического возраста применяют филиппинский тест, в основе которого лежит полуростовой скачок роста – существенное вырастание в длину детских рук и ног. Попросите своего дошкольника дотянуться правой рукой до мочки левого уха, сделав это через макушку головы. Если он это делает без труда, то можно говорить, что к школе он готов.

«Как от этого зависит «школьная зрелость?!» — удивитесь вы. Медики объясняют просто: филиппинский тест показывает не только развитие детского скелета, но и насколько созрела нервная система и насколько детский мозг готов воспринимать и перерабатывать информацию. Педиатры считают, что поспешить отдать ребёнка в школу до того, как произошёл этот самый скачок, помогающий работоспособности,– значит, обречь его на провалы в учёбе.

О повышении способности направить все силы организма уже не на физическое развитие, а на учёбу можно судить и по зубам. Когда стоматологи фиксируют у вашего ребёнка – это благоприятный знак, чтобы к физиологическому развитию добавить умственное. В средние века в Китае и Японии так и определяли «вошедшего в разум» ребёнка, уже способного отвечать перед законом.

Что может проверить родитель?

Предлагаю составить на листочке бумаги две графы «за» и «против», или «+» и «-», чтобы с выполнением тестирований их заполнить.


Ну вот, постепенно на Ваш листочек легли плюсы и минусы, осталось только их подсчитать, если есть ещё сомнения – подтвердиться на приёме у психолога и принять окончательное решение.

Делитесь, как у вас получилось справиться с этими тестами и готовы ли вы собирать портфель?

Успешной вам подготовки к школе!

Загрузка...
Top