Профессии типа "человек - техника". Типы профессий Профессии по типу человек техника

Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов. Типы профессий 1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа» . Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника» . Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек» . Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система» .

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ» . Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

Профессионально важные качества Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими. Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность. Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»

В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление . Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание , хорошей зрительно-моторной координации , ловкости движений , а в некоторых случаях – физической силы и выносливости . Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа» Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо предсказать, что произойдёт в какой-либо биологической системе, если изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д. Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид мышления –естественнонаучное мышление . Развитое естественнонаучное мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь видеть в каком-либо ряду явлений закономерность и на основании её продолжать этот ряд. Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены. Например, биологу-селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством является терпение , а также наблюдательность – умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью , сосредоточенностью , созерцательностью , направленной на внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость , сила , ловкость . И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ» Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что-то прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление . Оно отличается оригинальностью – способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью – способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо иметь и душевную устойчивость , невозмутимость , которая даёт силы не расстраиваться по любому поводу. В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т. д.). Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести и такие, как координация движений, пространственные представления, ловкость движений. Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям:

    для хореографа – к танцевально-музыкальным;

    для музыканта – к музыкальным;

    для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.

Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система» Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего, видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено, подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них важно, например, чувство языка , то есть способность находить общий смысл в тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания , чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной машины к дисплею. Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая система» являются усидчивость , аккуратность , точность , пунктуальность . Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–человек» Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений. Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по-своему, а многие трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность называется эмпатией . Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень важно быть тактичным . От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает профессионал. Поэтому необходимы выдержка , самообладание , организационные умения . Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию, интересе к другим людям, то организаторские умения – в самостоятельном принятии решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя начатое дело до завершения. Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий. Личностные черты людей, говорящие о склонности к тому или иному типу профессий Для людей, которым подходят профессии типа «человек–природа», характерны следующие черты: - Интерес к познанию мира природы: живым организмам, растениям, животным, птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным, геологическим и космическим процессам и явлениям. - Охотное участие в опытах и наблюдениях на уроках биологии, экологии, астрономии, химии. - Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за животными, растениями, терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи). - Интерес к исследовательской и аналитической работе, связанной с наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой (проведение проб, замеров, экспертизы качества воды, почвы и т. п.). - Умение лучше других выполнять практические и лабораторные работы по биологии, экологии, географии, астрономии, участие в природоохранной деятельности (акциях «зелёных» и др.). Для людей, склонных к профессиям типа «человек–техника», характерны следующие черты: - Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение точных наук (физики, химии, математики). - Интерес к технике, умение охотно и подолгу что-нибудь мастерить, разбирать или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов, радиоаппаратуры). - Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах, ориентироваться в объектах по планам. - Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель (например, собрать приёмник, велосипед или авиамодель). - Интерес к технической литературе, стремление к чтению литературы об устройстве и работе машин, механизмов, приборов.

Для людей, которым подходят профессии типа «человек–человек», характерны следующие черты: - Потребность в общении. - Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми, замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников. - Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми. - Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей. - Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему. - Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации, отзывчивость. - Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения. - Умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные решения, устраивающие ту и другую сторону. - Умение убедить в чём-то важном сверстников и организовать их для выполнения какого-либо дела. Для людей, склонных к профессиям типа «человек–знаковая система», характерны следующие черты: - Умение работать с числами. - Умение подолгу и охотно что-нибудь подсчитывать, вычислять, чертить, анализировать информацию. - Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем, карт. - Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление результатов в письменном виде). - Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать переводы с одного языка на другой. - Чтение научно-популярной и другой литературы. - Разгадывание головоломок или решение сложных задач и схем. - Умение точно выполнять мелкие операции, подсчёты, составлять схемы и программы. - Умение упорядоченно накапливать и хранить информацию. - Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию в виде цифр, знаков, текстов. - Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника). Для людей, которым подходят профессии типа «человек–художественный образ», характерны следующие черты: - Осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающего мира, людей, событий, вещей. - Способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять, воображать ситуации, картины, новые модели чего-либо (машины, одежды и т. д.). - Готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте). - Умение нестандартно мыслить, подход к решению проблемы под неожиданным углом зрения. - Способность лучше других справляться с заданиями на уроках рисования, музыки, литературы, мировой художественной культуры. - Участие в различных кружках творческой самодеятельности (ИЗО, музыки, актёрского мастерства, лепки и т. п.).

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Художественный образ

Условия труда

На открытом воздухе...

Необычные

С повышенной моральной ответственностью

Средства труда

Автоматизированные

Функциональные

Цели труда

Гностические

Преобразующие

Изыскательские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии : семеновод, мастер-животновод, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе . Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии : проходчик, столяр, техник-металлург, радиомеханик, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

    профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
    профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
    профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
    профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
    профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
    профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
    профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

    профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
    профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
    профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

    Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры,

    Предмет труда : ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
    Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
    Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
    Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

    Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным - вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Физическая и психологическая вы­носливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хо­рошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание;

достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовы­вать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь , водитель, радиомонтаж­ник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда:

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устой--, -

чивое концентрированное внимание, способность опеэировать представлениями.

Цели Труда:

Орудия Труда:

условия Труда:

Примеры Профессий:

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Предмет Труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие Требования к работникам: впечатлительность, эмоциональ­ность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.

Цели Труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воз­действовать, находить новые способы и варианты.

орудия Труда: ручные, функциональные средства человека, механизиро­ванное оборудование.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф , композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, юве­лир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые , различ­ные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям;

физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициатив­ность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хо­рошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и об­разцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, прове­рять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

орудия Труда: ручные, механические и автоматизированное оборудова­ние.

условия Труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помеще­ниях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышен­ной моральной ответственности.

Примеры Профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, вете­ринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).

Общие Требования К работникам: высокие моральные качества, доб­рожелательность, вежливость , психологическая сдержанность, воспитанность, вы­держка.

Цели Труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, ока­зывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

Что еще иметь в виду?

Помните: самый «нужный» ВУЗ не поможет добиться успеха, если у Вас нет ни малейшего интереса к выбранной специально­сти. Поэтому, прежде всего, стоит учитывать собственные инте­ресы и склонности.

Прежде чем поступать куда бы то ни было, постарайтесь по­говорить с как можно большим числом людей уже, работающих по выбранной Вами специальности. Большинство профессий име­ет свои профессионально важные качества. К примеру, если Вы не владеете словом, не стоит учиться на юриста. А если по харак­теру Вы непоседа и не любите долго заниматься одним и тем же, из Вас никогда не выйдет хороший бухгалтер.

Некоторые популярные сейчас и хорошо оплачиваемые специальности не требуют высшего образования . Гораздо важнее набраться практического опыта (например, менеджеру по прода­жам, манекенщице).

Листья в руке

Будда был уже очень старым и знал, что скоро ему предстоит уйти. Однажды, когда он сидел под деревом в осеннем лесу, к нему пришел Ананда и спросил:

Скажите, много ли мы узнали из того, что знаете вы?

Будда взял в руку несколько сухих листьев и спросил:

Как ты считаешь, много ли листьев в моей руке, по сравнению со всеми листьями в этом лесу?

Ананда посмотрел на кружащиеся и шуршащие под ногами листья и сказал:

Конечно, Учитель, листьев в лесу несравнимо больше, чем в вашей руке.

То, что я успел возвестить вам, это лишь несколько листьев в моей руке, - сказал Будда. – Все остальное предстоит познать вам самим, дорогой мой!

Почему же вы не сказали обо всем остальном? – грустно спросил Ананда.

Потому что это не принесло бы вам никакой пользы, - ответил Будда. – Знание идет через проживание, через существование. Вы должны прожить жизнь. А слова – это не более чем шелест и шум шуршащих листьев.

Будьте сами светом для себя

Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть что спросить, спрашивайте.

Настал час, когда каждый должен идти своим путем». Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда – любимый ученик – заплакал, как дитя. У него из глаз

катились слезы. Он ударял себя в грудь, почти помешавшись.

Что ты делаешь, Ананда? – спросил Будда.

Что нам теперь делать? – ответил Ананда. – Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?

И он снова принялся плакать и стенать.

Послушай, - ответил Будда. – Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти.

Будьте сами светом для себя.

Нравственность и Материальный Интерес

Нравственность и Материальный Интерес встретились на узком мостике, где двоим не разминуться.

Распластайся предо мной, низкая тварь! - грозно приказала Нравственность. - И я переступлю через тебя!

Материальный Интерес ничего не ответил, только посмотрел ей в глаза.

Ну… э-э-э… ладно, - неуверенно проговорила Нравственность. - Давай потянем жребий, кому кого пропустить.

Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда.

Чтобы избежать нежелательного конфликта, - сказала

тогда Нравственность не без душевной муки, - я сама распластаюсь, - и ты сможешь пройти по мне.

Тут только Материальный Интерес разверз уста.

Едва ли моим ногам будет удобно по тебе ступать, - возразил он. - Я на ноги очень чувствительный. Лучше сойди с мостика в воду.

Тем дело и кончилось.

Притча о возможностях и способностях

Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.

Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:

Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.

На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора,

деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место - действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда...

Четыре типа людей

В своих путешествиях по Латинской Америке немецкий биолог Александр Гумбольдт встретился с одним мудрецом, который разъяснил ему свою теорию о четырех типах людей.

1. Те, которые кое-что знают, и знают, что они знают. Это люди образованные.

2. Те, которые кое-что знают, но не знают об этом. Такие люди спят. Их надо разбудить.

3. Те, которые ничего не знают, но об этом знают. Таким людям надо помочь.

4. Те, которые ничего не знают и которым неизвестно, что они ничего не знают. Это глупцы, им ничем не поможешь.

О спрятанном жемчуге

Некто пришёл в дом близкого друга и лёг там, напившись допьяна. А в это время его близкий друг должен был уйти по своим делам. Он прикрепил гостю к подкладке одежды в подарок жемчуг, не имеющий цены, и ушёл. А этот человек лежал без сознания, ничего не чувствовал и ничего не понимал.

Когда же он поднялся, то направился в чужую страну, добывал одежду и пищу тяжёлым трудом и очень нуждался. Если ему удавалось добыть немного, он уже считал себя удовлетворённым.

Впоследствии случилось так, что друг повстречал его и

Эй, достойный муж! Почему ты терпишь такие муки ради одежды и пищи? Я уже давно, желая тебе спокойствия и удовлетворения пяти желаний, прикрепил к подкладке твоей одежды бесценный жемчуг, он и сейчас на том же месте, но ты, не зная об этом, трудишься и страдаешь, чтобы обеспечить своё существование. Это же глупо!

Мода и порядки

Однажды, следуя веяниям моды, девочка-подросток изъявила желание надеть платье, которое открывало плечи.

Но мать сочла, что дочь ещё недостаточно взрослая для этого. Горячие споры не прекращались несколько дней.

Когда, наконец, поставили в известность отца, тот сказал:

Пусть она примерит платье. Если оно удержится на ней, значит она достаточно взрослая, чтобы носить его.

Паук в замочной скважине

Обследовав весь дом внутри и снаружи, паук облюбовал себе местечко в замочной скважине.

Какое удобное и надёжное убежище! Никто не сможет обнаружить здесь паука. А он, высунувшись из укрытия, будет преспокойно наблюдать за всем происходящим, не подвергая себя никакому риску.

У каменного порога натяну паутину для мух, - принялся рассуждать довольный паук. - На ступеньках лестницы будет другая, покрепче, - для жирных гусениц, а между дверными створками устрою хитрую ловушку для комаров…

Паук был вне себя от счастья и радужных надежд. Замочная скважина, вся обитая железом, казалась ему неприступной крепостью, и более безопасного пристанища он ещё в жизни не видывал.

Пока паук предавался мечтам и строил заманчивые планы на будущее, его тонкий слух уловил шум приближающихся шагов. Будучи по натуре осторожным, он тут же уполз в глубь своего убежища. Вернувшийся домой хозяин звякнул связкой ключей, вставил один из них в замочную скважину и… раздавил мечтателя.

Гусеница

Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюдала, как насекомые пели, прыгали, скакали, бегали наперегонки, летали… Всё вокруг было в постоянном движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать, ни летать. С превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает кругосветное путешествие.

И всё же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать тонкие шёлковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон.

Без лишних рассуждений гусеница старательно принялась за работу и к нужному сроку оказалась укутанной с ног до головы в тёплый кокон.

Всему свой черёд! - послышалось ей в ответ. - Наберись немного терпения, а там увидишь.

Когда настала пора, и она очнулась, то уже не была прежней неповоротливой гусеницей. Ловко высвободившись из кокона, она с удивлением заметила, что у неё отросли лёгкие крылышки, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она, словно пушок, вспорхнула с листка и полетела в дымке.

Тайна жизни

Давным-давно …. в незапамятные времена Бог спросил ангелов: «Где дымке спрятать Тайну жизни?».

Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей.

Бог сказал: «Это было бы слишком просто.… Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря».

Тогда ангелы предложили …схоронить Тайну жизни…в Матери Земле.

Бог сказал: «И это было бы слишком просто.…Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю».

После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы.

Бог сказал: «Наступит день, и они заберутся на все горы мира».

Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море…. ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно ее спрятать? Может быть на звезде?

После короткого молчания Бог сказал: «Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих».

О сверчке

Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:
- Я слышу сверчка.
- Ты с ума сошёл, - ответил американец, окинув взором растворившись в голубой

переполненную людьми в час пик центральную улицу города.
Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
- Но, я правда слышу сверчка, - настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.
Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
- Удивительно, - отозвался друг. - У тебя, должно быть, фантастический слух.
- Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, - объяснил он.
- Мне трудно в это поверить, - сказал американец.
- Ну смотри, - сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.
Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.
- Видишь, - блеснули глаза индейца, - всё зависит от того, на что ты настроен.

Чашки кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненныеПредложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Дерево удовлетворения желаний

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. Он бродил, наслаждался окрестностями, устал и лег спать под деревом желаний. Оно исполняло любые желания, и не было никакого промежутка между желанием и исполнением. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:
- Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда проблемы нибудь.
И немедленно из ниоткуда появляется пища. Прямо приплыла по воздуху, очень вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна…
Потом, когда его голод прошел, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль:
- Если бы только чего-нибудь выпить…
В раю нет запретов, немедленно появилось прекрасное вино.
Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться:
- Что это творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?
И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны - именно такие, какими он себе их представлял.
Он задрожал и подумал:
- Сейчас они точно убьют меня.
И они его убили.

Это притча полна огромного смысла. Твой ум - это дерево удовлетворения желаний, и чтобы ты ни подумал, рано или поздно это исполнится. Иногда промежуток времени такой, что ты совершенно забыл, что ты этого хотел, и не можешь найти источник того, с чего началось. Но если взглянуть поглубже, то ты обнаружишь, что твои мысли создают тебя и твою жизнь. Они создают твой рай, они создают твой ад. Они создают твои страдания, они создают твою радость. Они создают плохое, они создают хорошее… Каждый здесь - Волшебник, каждый - Создатель своей жизни. Каждый крутит и ткет волшебный мир вокруг себя… а потом оказывается связан. Паук сам пойман в свою собственную сеть. Никто не мучает тебя, кроме тебя самого. И когда это осознано, вещи начинают меняться. Тогда ты можешь повернуть все наоборот, ты способен превратить свой ад в рай. Все на твоей ответственности.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.

Цели Труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия Труда: ручные, автоматизированное) и механическое оборудова­ние, функциональные средства человека.

условия Труда: микроклимат бытового помещения, повышенная мораль­ная ответственность.

Примеры Профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, программист, пользователь ПЭВМ, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стено­графист, телефонист.

Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • — Точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие.
  • — Хорошая координация движений.
  • — Развитое техническое и творческое мышление и воображение.
  • — Умение переключать и концентрировать внимание.
  • — Наблюдательность.

АВТОМЕХАНИК

С начала ХХ века, по мере нарастания масштабов эксплуатации автотранспорта, потребовались специалисты по поддержанию работоспособности автомобилей и обслуживанию различных технический узлов и систем. Уже к середине прошлого века профессия вошла в число самых распространенных (вот один из примеров появления новой профессии в течение нескольких десятков лет).

Количество и разнообразие автотранспорта в наши дни в России продолжает стремительно возрастать. Крылатое изречение о том, что автомобиль отныне не является роскошью, а всего лишь средство передвижения, приобретает реальные подтверждения (хотя все зависит от класса и марки авто).

В свете данных тенденций повальной автомобилизации, одной из наиболее перспективных профессий с точки зрения обретения стабильного дохода становится специальность автомеханика.

Эта специальность в учебных заведениях России в наши дни пользуется большой популярностью среди юношей…

Автомеханик — квалифицированный специалист, в обязанности которого входит исполнение функций по обслуживанию и ремонту различных видов транспорта (в зависимости от профиля подготовки и квалификации), а также поддержание рабочего технического состояния подвижного состава и действия по профилактике поломок.

По мере усложнения конструкции автомобилей потребовались узко специализированные профессионалы разных направлений — автоэлектрики, автомаляры, вулканизаторщики, кузовщики-автожестянщики, механики-диагносты и др… Но именно автомеханик остается ключевой фигурой в деле обеспечения качественной и долгосрочной работы автотранспорта.

  • — автоэлектрик
  • — автоэксперт
  • — авиамеханик
  • — наладчик оборудования

В профессиональную сферу деятельности автомехаников входят такие направления, как разборка, ремонт, сборка транспортных средств разных типов; установка, регулировка, замена агрегатов и узлов автотранспорта; техническое обслуживание узлов, агрегатов, систем на транспорте; диагностика, дефектовка, замена расходных материалов автотранспортных средств и др….

Доминирующими видами деятельности в работе автомеханика наиболее часто являются визуальный осмотр технического состояния транспортного средства и отдельных его узлов, систем; диагностика с помощью специализированного оборудования; профилактическое и сервисное обслуживание; текущий или капитальный ремонт с разборкой и сборкой узлов транспортного средства; регулировка, настройка, замена расходных материалов и прочее….

К профессиональным рискам относятся опасность травм и переломов конечностей, травм органов зрения, порезы и ушибы, а также травмы в связи с поднятием тяжестей. Кроме того отрицательно влияют на здоровье шум, вибрация, а также выхлопные газы.

По медицинским показаниям профессия не рекомендуется гражданам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, с пониженным зрением, нарушениями слуха, а при аллергии на некоторые химикаты.

В. Беистов

ИНЖЕНЕР

В наши дни в России среди основных трендов в сфере образования — своеобразный разворот в сторону подготовки кадров производственных, инженерных и высокотехнологичных направлений… Этого требуют реалии развития мировой экономики и тенденции формирования запросов рынка труда.

В начале данного материала, рассказывающего о такой профессии, как инженер, приведем несколько фактов из истории появления и развития данного вида профессиональной деятельности.

Первые из дошедших до нас свидетельств существования инженерной мысли восходят ко временам Древнего Египта и иных древних цивилизаций… Уже тогда сообщества людей осваивали строительство сложных коммуникационных сооружений (городской водопровод, протяженные мощенные дороги, городская канализация и прочее)… В средние века человечество подошло к этапу изобретения и воплощения сложных технических устройств, изощренных с инженерной точки зрения видов оружия, позже наступил этап появления новых видов транспорта и первых промышленных предприятий…

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — логическое мышление
  • — математические способности
  • — наглядно-образное мышление
  • — аккуратность и усидчивость
  • — технические способности
  • — пространственное воображение
  • — развитый глазомер
  • — наблюдательность
  • — хорошая память

Близкие по содержанию профессии:

  • — авиамеханик
  • — наладчик оборудования
  • — электрик
  • — чертежник
  • — механик
  • — изобретатель

Среди основных видов деятельности инженера разработка планов проведения технических работ, формирование технических заданий и технических отчетов, проектирование различных механизмов и систем, контроль за их изготовлением, расчет необходимых параметров и величин, настройка и регулировка сложной аппаратуры, участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов, оформление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и многое другое.

Специалисты инженерного дела трудятся сегодня в самых разных сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.

В. Беистов

ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ

Инженерное направление подразделяется на несколько отдельных профессий, в зависимости от квалификации специалиста. Среди них выделяется профессия инженера по автоматизации оборудования и механизации производств разной сложности.

В век автоматизации и механизации актуальным становится техническое профобразование. Представители профессии Инженера по автоматизации и механизации производственных процессов являются достаточно востребованными на рынке труда.

Данная профессия относится к формату «реалистичный» и к типу “ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА” и активно распространена в технических вузах и на приборостроительных факультетах крупных университетов страны…

В обязанности представителей данной профессии может входить анализ установленного на производстве оборудования, выбор подходящей схемы автоматизации, мониторинг типов микроконтроллеров у поставщиков, проектирование и составление технического задания, непосредственный монтаж микроконтроллеров на оборудование, последующие настройка и периодическое обслуживание…

Специалисты высокого уровня с многолетним опытом работы по специальности и регулярным повышением квалификации способны выполнить любую из перечисленных функций, а молодые сотрудники часто специализируются на чем-то конкретном….

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — логическое мышление
  • — технические способности
  • — математические способности
  • — терпеливость и методичность
  • — наглядно-образное мышление
  • — аккуратность и усидчивость
  • — способность анализировать и сопоставлять множество фактов
  • — развитый глазомер
  • — наблюдательность
  • — хорошая память

Близкие по содержанию профессии:

  • — наладчик оборудования
  • — электрик
  • — чертежник
  • — механик

Профессиональная деятельность должна проходить в соответствии с правилами эксплуатации механизмов, инженер должен знать технологию производства продукции предприятия, требования разработок и патентных исследований. С этими знаниями инженер подготавливает и оформляет техническую документацию.

Ключевым элементом в процессе автоматизации оборудования является микроконтроллер, этот своеобразный “мини-ПК” устанавливается на станки, краны, конвейерные линии с целью автоматической их работы. Марок и моделей микроконтроллеров представлено десятки.

В нашей стране еще весьма большой фронт работы по автоматизации и модернизации оборудования самых разных производств…

В. Беистов

ЭЛЕКТРИК

Происхождение названия данной профессии весьма поэтично, так как берет начало от древнегреческого термина ele к tron (в переводе — янтарь). Конечно профессия электрика появилась много веков позже — только с началом эпохи распространения электричества. Годы спустя после появления самой профессии появились узкие специализации — электромонтажник, электротехник, электромеханик, электромонтер и др….

Сегодня почти ни один житель развитых стран не мыслит и дня без электричества из-за обилия окружающих его технических устройств, искусственного освещения и т. д. Соответственно, и специалисты-электрики востребованы рынком труда.

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:


Близкие по содержанию профессии:

  • — автоэлектрик
  • — инженер по автотехнике
  • — сборщик электронной техники

В круг обязанностей электрика, в зависимости от специализации, могут входить такие направления профессиональной деятельности, как подключение электрооборудования; прокладывание кабелей силового питания и проводки; составление планов прокладывания кабелей; монтаж вторичных электроцепей; профилактический и текущий ремонт электрооборудования и др….

А. Мартин

СКОРО! обзор таких профессий, как ВОДИТЕЛЬ, НАЛАДЧИК ОБОРУДОВАНИЯ, МОНТАЖНИК, ПЛОТНИК, СВАРЩИК ….

В российскую Госдуму внесен зако-нопроект, который должен обязать высшие учебные учреждения начислять дополнительные 11 баллов к ЕГЭ абитуриентам с золотой школьной медалью.

Инициаторы документа предлагают ус-тановить минимальную добавку в 11 бал-лов, а вот максимальную планку “допол-нительного бонуса” не устанавливать.

Уральский аграрный университет получил аккредитацию на обучение экономистов и управленцев.

Эксперты Рособрнадзора по итогам экспертизы аккредитовали экономические и управленческие образовательные про-граммы УрГАУ.

Речь идет о таких специальностях, как «Экономика», «Экономика и управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» по всем уровням и формам высшего образования: бакалавриат, магистратура, очное, очно-заочное и заочное обучение.

Эксперты Рособрнадзора проверили на соответствие ФГОС содержание обра-зовательных программ, квалификацию руководящих и научно-педагогических ра-ботников, материально-техническую базу и многое другое.

Для выпускников школ следующего сезона Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки установила мини-мальные баллы единого госэкзамена. Таким образом, в 2020 году выпускник российской школы сможет получить аттестат только набрав установленное количество баллов или выше. Минимальный балл ЕГЭ гарантирует только получение аттес-тата.

В конце июля абитуриентская кампания выходит на финишную прямую, а 29 июля вузы страны должны разместить на своих сайтах и информационных досках первые приказы о зачислении (это касается льготников).

В то же время для остальных поступа-ющих уже доступны так называемые рейтинговые списки. Абитуриентов, подавших заявления, в этих «проходных» списках располагают не в алфавитном порядке, а по мере убывания набранных балов ЕГЭ.

При этом иногда вузы не разделяют абитуриентов на тех, кто подал копии документов, и тех, кто сразу принес оригиналы. Тогда сравнивать свои баллы с другими становится затруднительно.

Время окончательно определиться и принести оригинал в вуз, у абитуриентов есть до 1 августа. Уже 3 августа появятся приказы о зачислении на бюджетные места «первого потока».

А приказы о зачислении поступивших во «второй волне» и поступивших на ком-мерческой основе должны быть опуб-ликованы 8 августа.

Изобретение уральских студентов вошло в десятку лучших по точному земледелию.

Уникальный беспилотный летательный аппарат студенты Уральского аграрного университета презентуют на Всероссий-ском дне поля в Ленинградской области.

Новая разработка позволит снизить затраты на средства защиты растений и ГСМ и значительно повысить экономи-ческую эффективность сельскохозяйст-венного производства. Кроме того, авторы изобретения планируют доработать устройство для возможности проведения экспресс-анализа почвы в целях создания геоинформационного пространства полевых площадей и перевести беспи-лотник на биотопливо, которое заменит дорогостоящее дизельное топливо. На эту разработку молодые ученые УрГАУ уже получили патент.

Свой дистанционно-цифровой комплекс по обработке почвы и растений студенты уральского вуза представляют в рамках конкурса «Мечты и реальности цифрового АПК». Цифровизация аграрной отрасли станет одним из важных тематических векторов деловой программы выставки.

Выставка «Всероссийский день поля», организатором которой выступает Министерство сельского хозяйства РФ, пройдет с 10 по 12 июля на производ-ственном полигоне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (г. Пушкин).

Всероссийский день поля – это уникаль-ный выставочный проект, представляю-щий важнейшие достижения отечествен-ного АПК, а также профессиональный научно-деловой форум. Главное его отличие — это демонстрация передовых технологий возделывания, новейших средств производства и сельскохо-зяйственной техники в естественных условиях, на специально подготовленных полях.

Тема ограничения наличия телефонов в учебное время у обучающихся российских школ становилась предметом дискуссий за последние годы не раз. Среди причин возможного ограничения участников школь-ного обучения в пользовании «гаджетами» в учебное время — телефоны отвлекают внимание владельца, в ряде случаев могут создавать помехи окружающим, в определенных случаях демонстрируют материальное неравенство, могут явля-ться своеобразными «шпаргалками» и др…

В первые дни июля спикер Совета Фе-дерации страны Валентина Матвиенко озвучила мнение, что школьникам следует запретить носить телефоны в учебные заведения, в связи с тем, что в школах нет необходимых условий для их хранения.

Возможны варианты решения по данному вопросу (например, можно создать условия для хранения телефонов в школах, но при условии не брать их в класс).

При этом, развивая данную тему, глава Роспотребнадзора Анна Попова, обращаясь к Матвиенко, предложила создать рабочую группу по вопросу о порядке использования телефонных устройств в российских школах.

Данные опросов и изучения обществен-ного мнения свидетельствуют о том, что больше половины россиян одобряют возможные ограничительные меры, уменьшающие возможности присутствия телефонных устройств в рамках учебного процесса.

Ранее, на старте 2018-19 учебного года глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева озвучила позицию о том, что дети должны сдавать свои телефоны перед началом занятий в школе.

Инициатива ограничения присутствия телефонов у школьников на уроках поддерживается россиянами почти всех возрастов и рассматривается как способ повысить концентрацию учеников на образовательном процессе.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕСА «IQ»

КОГАОУ ДПО «Учебный центр УГСЗН Кировской области»

610005 г.Киров, Октябрьский пр-т 44,

e-mail: [email protected]

Профессиограммы

2013 г.
Список профессиограмм «Человек-Техника»
Название профессии (специальности) Страница


  1. Автоклавщик

  2. Автоматчик

  3. Автомеханик

  4. Аккумуляторщик

  5. Аппаратчик

  6. Арматурщик

  7. Архитектор

  8. Асфальтобетонщик

  9. Бетонщик

  10. Вальцовщик

  11. Вальщик леса

  12. Водитель

  13. Водитель автобуса

  14. Водитель грузовых машин

  15. Водитель погрузчика

  16. Водитель электро и автотележки

  17. Врач-стоматолог

  18. Вышивальщица вручную

  19. Вышивальщица на машинах и автоматах

  20. Вязальщица трикотажных изделий

  21. Газовщик

  22. Газорезчик

  23. Гальваник

  24. Гидрометеонаблюдатель

  25. Гончар

  26. Горничная

  27. Гравер в слесарном производстве

  28. Жестянщик

  29. Животновод

  30. Заточник

  31. Заточник деревообрабатывающего инструмента

  32. Зоотехник

  33. Зубной техник

  34. Изготовитель художественных изделий из бересты

  35. Изготовитель художественных изделий из дерева

  36. Изготовитель художественных изделий из лозы

  37. Инженер-исследователь

  38. Инженер АСУ производства

  39. Инженер по защите информации

  40. Инженер по стандартизации и сертификации

  41. Инженер по проектно-сметной документации

  42. Инженер-программист

  43. Кабельщик-спайщик

  44. Каменщик

  45. Кондитер

  46. Контролер деталей и приборов

  47. Котельщик

  48. Кровельщик

  49. Лаборант химического анализа

  50. Лесоруб

  51. Логистик

  52. Машинист автокрана

  53. Машинист башенного крана

  54. Машинист бульдозера

  55. Машинист котельных установок

  56. Машинист экскаватора

  57. Младшая медицинская сестра

  58. Монтажник железобетонных конструкций

  59. Монтажник сантехнических систем и оборудования

  60. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

  61. Намотчик катушек

  62. Наладчик станков с ЧПУ

  63. Облицовщик-плиточник

  64. Обувщик

  65. Озеленитель

  66. Оператор ЭВМ (Оператор ПК)

  67. Паркетчик

  68. Пекарь

  69. Печник

  70. Плавильщик

  71. Плотник

  72. Повар

  73. Портной

  74. Проводник пассажирского вагона

  75. Рамщик

  76. Сверловщик

  77. Слесарь механосборочных работ

  78. Слесарь по КИПиА

  79. Слесарь по ремонту автомобилей

  80. Слесарь по сборке металлоконструкций

  81. Слесарь - ремонтник

  82. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

  83. Специалист по издательскому делу

  84. Специалист по кадастру

  85. Станочник деревообрабатывающих станков

  86. Станочник широкого профиля

  87. Столяр

  88. Стропальщик

  89. Токарь

  90. Токарь-расточник

  91. Тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля

  92. Уборщик производственных помещений

  93. Фермер

  94. Фотограф

  95. Формовщик

  96. Фрезеровщик

  97. Химик-технолог

  98. Хозяйка усадьбы

  99. Часовщик по ремонту часов

  100. Чертежник

  101. Швея

  102. Шлифовщик

  103. Штамповщик

  104. Штукатур-маляр

  105. Эколог

  106. Электрогазосварщик

  107. Электромонтер

Профессиограмма - характеристика профессии
Профессиограмма - это описание профессии или специальности с требованиями, которые они предъявляют к человеку.

Профессиограммы соответствующих профессий есть на предприятиях, в профессиональных училищах, можно с ними ознакомиться в центрах занятости населения.


Профессиограмма обычно содержит следующую информацию:
1. Общие сведения о профессии :

Значение и распространенность профессии;

Перспективы развития профессии;

Смежные профессии;

Уровень образования и сведения о профессиональной подготовке.
2. Характеристика процесса труда :

Основные профессиональные обязанности специалиста, рабочие операции;

Рабочее место, орудия труда;

Характер работы.


3. Санитарно-гигиенические условия труда:

Режим труда;

Микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);

Возможные профессиональные заболевания.


4. Требования профессии к специалисту :

Интересы и склонности;

Способности, умения и навыки, основные качества, которыми должен обладать работающий.
5. Требования к здоровью, медицинские противопоказания.
6. Возможности профессионального обучения.
7. Родственные профессии .

Чем больше вы будете знать о профессии, тем больше вероятность, что не столкнетесь с какой-либо неожиданностью в процессе выбора профессии или трудовой деятельности.

Что такое ПВК?
ПВК - профессионально - важные качества личности . По ним судят о профессиональной пригодности человека к той или иной профессии.
Профессиональная пригодность - один из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. Как мы выяснили, любая профессия предъявляет к человеку определенные требования.
Требования к состоянию здоровья, профессиональной квалификации, способностям - это и является профессионально-важными качествами личности .
Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.
Поможет сориентироваться в огромном мире профессий классификация профессий.

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Существуют разные квалификации профессий: по первой букве их названия, по характеру труда (умственный или физический), по отраслям хозяйства или сфере материального производства, по уровню квалификации и т.д.

Классификация профессий и требования, предъявляемые профессией к человеку.
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Предмет труда;

Цель труда;

Орудия труда;

Условия деятельности.

Действительно, когда человек работает его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то делать - цель труда . Реализуется эта цель посредством орудий труда . И естественно, для человека важно знать условия, в каких протекает работа.

Эти признаки определяют сумму требований, предъявляемых профессией к человеку.

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии , а также знать свои индивидульно-психологические особенности, что бы соотнести их с этими требованиями.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий по предмету труда, разработанная Евгением Александровичем Климовым, которая наиболее подходит при выборе профессии. В последнее время данная классификация получила расширение за счет выделения большого круга профессий рыночных специальностей, связанных с бизнесом.

В соответствии с объектом труда выделяют следующие группы профессий:


1. ЧЕЛОВЕК-ЖИВАЯ ПРИРОДА (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и живыми организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, ветврач, полевод, животновод, кинолог, фермер, геолог).
2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (Т). Работники имеют дело с неживыми и техническими объектами труда (слесарь, автомеханик, водитель, инженер, моторист, плотник, штукатур, сварщик, конструктор, контролер, физик, химик).
3. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (учитель, менеджер, врач, страховой агент, воспитатель, няня, продавец, социальный работник, массажист, психолог).
4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей этого типа (бухгалтер, программист, оператор ПК, радиомонтажник, экономист, телефонист, машинистка, переводчик, кассир).
5. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа (артист, дирижер, художник, маляр, портной, повар, парикмахер, музыкант, архитектор).
6. ЧЕЛОВЕК-БИЗНЕС (Б). Выделен в последнее время в связи с потребностью рынка труда. Сюда относятся специальности: менеджеры, биржевые маклеры, аудиторы, брокеры, дилеры и другие профессии, связанные с коммерческой деятельностью.
По характеру труда выделяют 2 класса профессий :
А) Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (медсестра, продавец, машинист, оператор, станочник, плотник, парикмахер и т.д.)

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом , исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого оригинального мышления, и, как правило высшего образования (врач, менеджер, психолог, учитель. юрист, инженер, экономист, архитектор).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из 5 типов и на основании характера труда к одному из 2-х классов.


Для того чтобы узнать о своей профессиональной направленности, можно воспользоваться различными тестами и методиками (например: Дифферинциально - диагностический опросник Е.А. Климова, Опросник профессиональной готовности Кабардовой, модифицированный ОПГ- 6 и др.).

Классификация профессий

по предмету труда, сфере деятельности (по Климову)


Предмет труда

Сфера деятельности

Требования

Ч-Ч

люди, группы, коллективы.

(взаимодействие людей, управление, руководство людьми и коллективами)



- медицинское обслуживание;

Воспитание, обучение;

Бытовое обслуживание;

Информационное обслуживание

(библиотекари, экскурсоводы

лекторы...);

Защита общества и государства


- склонность и умение работать с

людьми;


- понимать людей и разбираться в

их особенностях;

Чуткость, внимание, вежливость;

Высокий уровень общительности;

Выдержка, уравновешенность;

Широкий кругозор;

Умение убеждать;

- речь, эрудиция.


Ч-Т

техника,

машины, механизмы


- создание, монтаж, установка,

сборка, наладка технических

устройств;

Эксплуатация технических

Ремонт технических средств.



- развитые пространственные

представления;

Комплекс двигательных навыков;

Сенсомоторная координация;

Техническое мышление;

Исполнительская дисциплина;

Аккуратность;

Физическая выносливость.



Ч-П

живая природа (животные, растения)

- изучение, исследование, анализ;

Уход за растениями и

животными;

Профилактика и лечение

заболеваний растений и

животных;

Природопользование (работа с

продуктами питания);

Преобразование природы;

Охрана природы.



- любовь к природе (не хобби, а

связанная с познанием ее законов

и применением их);

Творческое мышление;

Физическая выносливость;

Работоспособность;

Самостоятельность;

- дальновидность.


Ч-З

тексты, цифры, чертежи, условные знаки, коды

- тексты на родном или

иностранном языке (корректор,

редактор, машинистка,

переводчик...);

Цифры, формулы, таблицы

(программист, оператор ЭВМ,

диспетчер, кассир, менеджер);

Чертежи, карты, схемы

(чертежник, закройщик,

копировщик);

Звуковые сигналы (радист,

телеграфист).



- абстрактное мышление и

воссоздающее воображение;

Усидчивость, сосредоточенность;

Устойчивость внимания;

Способность работать в одиночку;

Оперирование числами.


Ч-Х/О

живопись, искусство

- создание, проектирование,

моделирование худ. произвед.

(композитор, модельер);

Воспроизведение, изготовление

различных изделий (ювелир,

гравер, реставратор);

Воспроизведение, копирование

(фотограф).



- художественные способности;

Развитый художественный вкус;

Образность и гибкость мышления,

творческий склад;

Чувствительность;

Тонкость восприятия;

Образная память;

Психомоторные способности;

Способность к практическому

созданию красоты.


Загрузка...
Top