Поминки на пасхальной неделе стоит отменить. Что можно и что нельзя на пасху

Есть ли смысл молиться за умерших? Знают ли наши умершие родственники все о нас и просят ли они за нас у Бога? Людмила.

Здравствуйте, Людмила!

Все, что имеется в общепринятой церковной практике, имеет какое-то основание и смысл.
Молитва за умерших проистекает от любви к ним и веры в милость Божию. Если мы молимся о живых, то почему нет смысла в молитве за усопших?

Ап. Павел говорит, что настоящая любовь никогда не перестает (1Кор.13:8), а, значит, и даже со смертью. Понятное дело, что все мы несовершенны, наши усопшие тоже имели какие-то грехи, поэтому в милости Божией и прощении они так же нуждаются, как и живущие. Богу же угодно, чтобы между людьми была любовь. Ему угодно, чтобы мы друг за друга. В Библии достаточно много мест, где говорится о том, что Господь подает все по вере. Исходя из исторической практики, мы видим, что Церковь всегда молилась и о живых, и об усопших, потому, что веровала в необходимость и пользу таких молитв.

Конкретно, о молитве за умершего говорится в тех библейских книгах, которые протестанты выкинули из Библии, потому, что они не отвечали их вероучению. Например, книга Маккавеев вторая, глава 12, ст. 30-45.

Если Богу это угодно, умершие могут о нас знать и просить за нас. Например, из истории с богачом и Лазарем (Лк 16, 27), мы видим, что богач знал о беспечной жизни братьев и заботился, просил о них.
С уважением, священник Павел Ильинский.

Почему грех самоубийства тяжелее убийства? Кому молиться о самоубийцах и некрещеных умерших? Вообще не знаю, можно ли делить грехи на более тяжелые и менее, но за убийц молятся, а за самоубийц – нет. Еще слышал, есть святой Увар, которому как раз молятся за самоубийц, так ли это и почему именно этому святому? Антон.

Уважаемый Антон!
Самоубийство является самым страшным грехом против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягощается отчаянием, ропотом, дерзким восстанием против промысла Божия. То есть самоубийство становится формой богоборчества. Человек подобно Иуде предает Бога, Его благой промысел о себе. Самоубийца отказывается от Бога, как управителя собственной жизни. И, самое главное, самоубийство, в отличие от убийства, исключает возможность покаяния.

О разной степени важности различных заповедей говорит Сам Господь, обличая фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Мф.23,23). Значит, тяжесть греха тоже бывает различной.

Молиться за лишивших себя жизни запрещает устав Церкви. В Номоканоне при Большом Требнике сказано: “аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают его”. Исключение – доказанное умственное расстройство.

Святому мученику Уару молятся не о самоубийцах, а о . Из его жития мы знаем, что он имел особую благодать вымолить прощение грехов некрещеным родственникам благочестивой Клеопатры – вдовы, похоронившей его в своей семейной усыпальнице. Но, даже практика молитвы о некрещеных не может быть признана бесспорной, так как в житии нет однозначного указания на то, что предки Клеопатры не были христианами. Поэтому, и за некрещеных, и за самоубийц можно молиться только дома, а не общецерковно.

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».
С уважением, священник Михаил Самохин

У нас с папой в семье большое горе! Умерла наша любимая мама! Это случилось так быстро, что мы до сих пор не верим в это. Мне самой очень тяжело, но нужно поддерживать папу! Подскажите, как я могу ему помочь? И правда ли что люди, которые умирают в течение 40 дней после Пасхи, попадают в Рай? Если вам будет не трудно, подскажите каким святым нужно молиться о прощении грехов мамочке? Анна

Уважаемая Анна, конечно, потеря матери и жены – такая потеря, от которой сердцу легко никогда не бывает. И ничего такого сказать Вам, что бы сделало вашу жизнь бесскорбной, никто не может. Да и неправильно это было бы, но только важно, чтобы скорбь эта, скорбь от разлуки, боль расставания не была унынием и отчаянием, как у неверующих, а соединялась бы крепкой верой, что земная есть только разлучение, и что нас ждет встреча в вечности. И именно этой верой себя и папу своего поддерживайте.

Находите утешение в молитве за вашу новопреставленную маму. Очень хорошо, если вы вместе будете читать Псалтирь о упокоении ее души, в больших молитвословах есть указания о том, как следует читать ее за усопших, там вы найдете подсказку, как нужно это делать.

Что касается смерти в дни празднования святой , то смысл народного верования о том, что умирающие в эти дни сподобляются лучшей участи следует понимать так, что это лучшее время умереть для тех, кто до того говел Великим Постом, исповедовался, очистил душу свою , встретил верой и радостью Христа Воскресшего; конечно, в это время душе человеческой легче всего отрешиться от земного и устремиться к небу. Надеюсь, что именно так мама ваша приготовилась к жизни вечной.

Молитесь Спасителю, Божией Матери, святой, имя которой носит ваша мама о том, чтобы Господь даровал ей со святыми упокоение, а Владычица Неба и земли и ее святая предстательствовали о ней и помогали ей. И живите достойно ее памяти, так, чтобы из-за ваших грехов и ошибок ни в коем случае временное разлучение не растянулось на вечность. Живите так, чтобы встреча эта состоялась. Бог вам в помощь! Протоиерей Максим Козлов.

Попадают ли в Рай люди умершие на Пасхальной седмице (кроме некрещеных и самоубийц)? Димитрий

Уважаемый Димитрий, есть церковное предание о том, что люди праведной жизни в качестве награды могут сподобиться кончины на Светлой неделе, в дни сугубого празднования светлого Христова Воскресения, очистив свою душу в Таинстве покаяния во время Великого поста до того. Конечно, о такой молитве может молиться православный христианин. По отношению ко многим благочестивым людям мы знаем, что они стремились к ней и получали ее как награду от Бога. Но чисто арифметически причислять к части спасаемых всех умерших в светлые пасхальные дни было бы, конечно, духовно нетрезво. Протоиерей Максим Козлов

Увидела сюжет о панихиде по Марине Цветаевой в одном из московских храмов. Было сказано, что в день ее смерти такие панихиды служатся уже много лет. Как относиться к подобным вещам, если по правилам Церкви запрещено отпевать самоубийц?

Уважаемая Светлана! Для того чтобы понять смысл того снисхождения, которое оказывает Церковь, молясь за Марину Цветаеву, важно понять смысл запрещения поминовения самоубийц. Он состоит в том, что сознательный самоубийца (поэтому, кстати, Церковь никогда не отказывалась молиться за бессознательных самоубийц, скажем, умалишенных) актом самоубийства сам за себя решает, что со своей жизнью делать и отказывается от дара спасения, принесенного ему искупительной жертвой Господа нашего на Голгофском Кресте. Он, по сути, говорит Господу: «Господи, мне Твоя жертва, здесь за нас приносимая не нужна. Моя жизнь, что хочу с ней, то и делаю». Он сам от вечности и от любви Божией отказывается: «Не могу терпеть, не хочу, не буду».

Поэтому, конечно, растратчик казенных денег, от малодушия не имеющий смелости смотреть наутро в глаза тем, чьи деньги он растратил (или собственной жене, которую он обрек на позор), не имеет оправдания, пустивши себе пулю в лоб. Не имеет оправдания и бездарный военачальник, загубивший множество солдат и, вместо того, чтобы испить чашу позора в плену или, вернувшись в отечество, смотреть в глаза всем тем, кто будет, может быть, в них плевать, находит путь, который кажется ему полегче: разделаться со всем этим ужасом, пустив себе пулю.

Так прекращая путь своей земной жизни, в вечности он никуда не денется от этих глаз. Можно ли говорить о таких людях, как имеющих путь к спасению? Церковь никогда не относилась как к самоубийцам к тем мученицам древности, которые ради сохранения своих монашеских обетов или обетов девства при осаждения града варварами бросались со стены города с тем, чтобы не претерпеть поругания от язычников.

Церковь не осуждала, как самоубийцу, воина, который своим телом прикрывал других от вражеских пуль и снарядов, хотя формально это тоже самоубийство. Исходя из этого, мы можем понять, что есть ситуации таких тяжелейших жизненных испытаний, таких особых нравственных коллизий, когда вынести однозначный вердикт, сказать, что этот человек ушел из жизни, как малодушный трус, может только тот, кто без греха. И вот там, где можно иметь снисхождение, Церковь, конечно же, имеет снисхождение к усопшим. Мы помним, что обстоятельства жизни Марины Цветаевой в конце ее земного пути были исключительными по скорбности и тяжести. И поэтому мы уповаем на милосердие Божие по отношению к ней. Протоиерей Максим Козлов

У меня недавно умер родной дядя. Можно ли мне стричься до 40 дней? Лиза.

Примите мои искренее соболезнования в связи со смертью Вашего дяди.
Что касается того, что до истечения 40 дней родственникам умершего нельзя стричь волосы – это суеверие, волосы стричь можно и никаких новых смертей это не вызовет. Но душа вашего дяди нуждается в Вашей усиленной молитве за него. Если дядя был крещен, то обязательно закажите в храме сорокоуст – поминовение на 40 службах, и по возможности читайте за него Псалтирь. Если же Ваш дядя крещен не был, то молитесь за него дома.
Помоги Вам Господи!
Священник Александр Ильяшенко

У моего жениха умер отец. Сколько длится траур по родителям и в течение какого времени можно будет венчаться? Даша

Дорогая Даша! Святая Церковь учит, что душам усопших требуется усиленная молитва их близких, а не траур. Поэтому Вы можете выбрать ту дату, которая устраивает Вашего жениха, Вас и Ваших родственников.
Дай Бог Вам счастья! Священник Александр Ильяшенко

Дорогая Ольга, церковная традиция говорит нам, что об усопших надо читать псалтирь. Можно читать подряд кафизму за кафизмой псалтири. В православных молитвословах находится устав о чтении псалтири. Псалтирь составлена три тысячи лет назад, а акафисты возникли сравнительно недавно. На мой взгляд, предпочтительнее читать псалтирь.

Опираясь на строгость церковных канонов, действительно за таких людей не полагается подавать записочки в алтарь, но если бы мы руководствовались в своей жизни всей строгостью канонов, то, наверное, в церкви остались бы единицы. Сейчас жизнь решительно изменилась. Надо помнить, что древние каноны – некий идеал, к которому мы должны стремится! Но смотреть на вещи надо реально и не ударяться в излишнюю строгость, которая не уместна в нашем и без того жестоком мире. С уважением, священник Александр Ильяшенко

Можно ли отпевать в церкви крещеного молодого человека умершего от наркотиков? Ирина

Здравствуйте, Ирина!
Поскольку наркомания есть сознательное причинение смертного вреда своему здоровью и жизни в погоне за удовольствием, то существует обоснованное мнение, что наркоман, умерший от передозировки, подобен самоубийце. Но, Господь милостив и милостива Церковь – и в этом вопросе существует возможность милосердного снисхождения! Однако мера его зависит от установленных в той или иной епархии порядков и правил: где требуется благословение правящего архиерея, где нет. Чаще требуется, но в любом случае это надо спрашивать у местного духовенства, которое непосредственно знакомо с правилами своей епархии! Священник Алексий Колосов

Пасха - время великой радости , праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. В Светлую седмицу не принято посещать кладбище и совершать панихиды, дабы не омрачать дни радостного ликования.

Для посещения могил назначается специальный день, вторник после пасхальной недели - Радоница. Именно в этот день верующие молятся за усопших, передавая им радость Светлого праздника. Согласно обычаю, на Радоницу, верующие приносят на могилу крашеные яйца, куличи и вспоминают Воскресение Христово.

В этой связи часто задают вопрос: "Хоронят ли на Пасху?"

Хоронить на Пасху можно, более того, умереть на Пасху считалось особой Божьей благодатью. В народе существует поверье, что преставившемуся в Светлую седмицу уготовано Царствие Небесное. Следует объяснять это так: не потому он спасается, что сподобился почить на Пасху, а потому умер именно на Пасху, что за праведную жизнь, покаяние и правдолюбие оказался достойным высокого благоволения. Людей умерших во время Светлого праздника хоронили с красным пасхальным яйцом в правой руке - "Умер на Пасху и яичко в руку".

Также встаёт вопрос: "Совершается ли на Пасхе отпевание?"

По церковным правилам отпевание совершается над усопшим независимо от значимых событий в жизни христиан, так как жизнь и смерть идут своим ходом. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят и отпевают по особому пасхальному чину.

Стоит учитывать, что в Москве в первый день Пасхи кладбища закрыты для захоронений. Это связано с массовыми посещениями граждан могил усопших родственников. В советское время, когда попасть в храм на Пасху было невозможно, а порой и опасно из-за гонений, люди приходили на кладбище, которое находилось рядом с храмом. Обычай сохранился до сих пор, хоть это и не правильно, на кладбище всё же нужно идти после Светлой седмицы, так как Пасха - праздник живых.

ПОД РАДОСТНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛОВ

Та женщина сказала, что мама умрет в день Пасхи, а она, Мария Котова, будет жить долго и в девстве.

Всю Светлую седмицу отверзаются Царские врата, ведущие к престолу в алтаре. Они называются так потому, что через них выносятся на литургии Святые Дары – выходит к верующим сам Господь – Царь Славы. Открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. В церковном народе многие считают, что тот, кто умер на Пасху, входит в Царствие Небесное легко, без мытарств. В Священном Писании этого нет, и кто может предвосхитить Суд Божий? Но почти каждому верующему хотелось бы, очистив себя постом, молитвой, добрыми делами, предстать перед Христом в том праздничном состоянии пасхальной радости и любви.

Елизавета Котова, мама Марии, поверила той женщине и готовилась к каждой Пасхе. Она трудилась тогда в единственном храме города Калинина, бывшего и оставшегося Тверью, соборе «Белая Троица». Подметала, мыла полы, чистила подсвечники, стояла за свечным «ящиком» или жертвовала полученную мзду священникам. Делала все это бесплатно. Перед большими праздниками вставала в четыре утра, пекла блины, несла их в дом престарелых в Первомайской роще и шла на службу. Еще она ездила в Троице-Сергиеву лавру, покупала там акафисты (больше купить их было негде), переписывала и раздавала другим прихожанам. Просыпаясь ночью, Мария часто видела маму, склонившуюся с ручкой над очередной тетрадью.

В советское время в самой «читающей стране» было практически невозможно купить новый молитвослов, многие верующие пользовались такими тетрадками, переписанными с чудом сохранившихся дореволюционных книг.

Были когда-то на Руси летописцы в монастырях и сохранили для потомков историю Отечества. В Стране Советов простые женщины тайком переписывали для детей и подруг молитвы и сохранили веру в своих семьях. Народная же масса была далека от церковной жизни и малограмотна в деле спасения своей души.

Мама умерла в праздник Пасхи. Ее отпевали на Светлой седмице в только что возвращенном Церкви Воскресенском кафедральном соборе, и похоже, она была первым человеком, отпетым там.

Мария тоже ходила молиться в «Белую Троицу», тоже любила делать подарки близким, а близкие у нее были те, с кем ходила в храм. Она шила тапочки и раздаривала их священникам, алтарникам, прихожанам, даже посылала в Иерусалим. Правда, перед перестройкой было время, когда пришлось покинуть родной храм. Она работала на хорошем месте, зав. секцией в магазине, однажды ее вызвал директор и сказал, что, если она будет продолжать посещать церковь, он будет вынужден ее уволить. По воскресеньям Мария на первой электричке уезжала в Москву, где, в отличие от Калинина, она оставалась незамеченной и там шла в храм на литургию.


Сейчас ей девяносто три года. Плохо слышит, плохо видит, еле встает с кровати, но разум по-прежнему светлый. Регулярно исповедуется и причащается, помогает церкви. Прожила жизнь она, действительно, одна и в девстве, но, в отличие от многих других, не оказалась брошенной и никому не нужной. За ней ухаживает подруга, когда-то работавшая в магазине напротив и благодаря Марии пришедшая к вере.

Кто была та женщина, предсказавшая будущее ей и ее маме? Тайной монахиней, подвижницей, случайным человеком? Мария не знает – была еще маленькой. Но, раз предсказания исполнились, то не от себя та женщина говорила.

Мы часто пытаемся подчинить своей логике вещи, которые ни в какую логику не укладываются, потому что за ними стоят великие тайны. По тем или иным рассказам и сплетням о человек судим его, определяем, что скрывается в его сердце. Решаем, что кто-то не сподобился милости Божией, или, наоборот, утверждаем, что кто-то удостоился Царства Небесного. Но разве можно видеть и понять то, что по-настоящему явно лишь для Господа? Лучше просто со смирением и страхом созерцать Судьбы Божии. И в этом созерцании, смирении и страхе, возможно, откроется что-то очень важное для нас.

Если в праздник Пасхи умирает человек неверующий, который всю жизнь матом ругался, напивался, блудил, насмехался над церковными людьми, святынями, правилами и обычаями, причинил много горя людям, поможет ли ему за гробом дата смерти? Христос не был нужен ему в жизни, и будет ли нужно после смерти нераскаявшемуся грешнику Царство Небесное? Рай – не тюрьма, под конвоем не приводят, и ничто нечистое в него не войдет.

Для человека верующего Воскресение Христово – праздников праздник и торжество из торжеств. Христос воскрес из мертвых и победил смерть, открыл людям дорогу на Небо, даровал надежду на жизнь вечную, соединил нас с Богом Отцом, поэтому мы так ликуем на Пасху.

Если человек умирает на Пасху или на Светлой седмице, Церковь провожает его по особому чину, предписывает совершать его с благодарением и радостью.

Протоиерей А. Душенков

Суеверие: умерший в пасхальную седмицу и без покаяния попадает в Рай, через «отверстые врата».

Практика Церкви . Если христианин умирает на Пасху , то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет для христианина особую милость Божию.

Участь же человека в вечности зависит от состояния его души, близости человека к Богу, а не от календарной даты окончания его земной жизни. Спасение — это близость к Богу, подобие Ему в добродетелях, а не наивный расчёт прошмыгнуть во врата Рая. Для непреображённого человека Царство Божие будет невыносимо, как для того, кто скрывался от солнца будут невыносимы его яркие лучи; недаром говорят, что двери ада заперты изнутри.

С.С. Аверинцев: Не может Бог не быть, И все в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад.

Суеверие: в Пасху следует ходить ка кладбище.

Практика Церкви . На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших - Радоницу.

Апогеем пасхального торжества является церковное богослужение.

Суеверие: нельзя причащаться в день Пасхи.

Учение Церкви . 66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн.

Суеверие: если девушка позвонит на Пасху в колокол (в некоторых храмах и монастырях благословляют на Пасху звонить всех желающих), то сможет в течение этого года обрести своего избранника.

Теоретически такое возможно, если девушка обучена колокольному искусству, и послушать её мелодичный трезвон сбегутся потенциальные женихи. Тогда и ждать не придётся.

Что касается духовной стороны вопроса, то обожествлять металлический предмет или звуковые волны – идолопоклонство.

Учение Церкви . Вторая заповедь Декалога: Не сотвори себе кумира (Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 ).

Суеверие: В дни этого Праздника ни в коем случае нельзя: убирать квартиру, стирать, стричься, мыться, а то накличешь беду.

Так может утверждать только тот, кто не знает, что Церковь празднует Пасху в течение сорока дней. Полтора месяца вполне можно не стричься, но без мытья и уборки обойтись будет сложнее. Вряд ли кто-то целенаправленно планирует уборку на праздничный день, поэтому совершенно неуместно на место здравого смысла вселять в людей страх наказания.

Вообще в церковных канонах не существует указаний о том, что нельзя делать в тот или иной церковный праздник. Церковь говорит о том, что нужно делать. В первую очередь - участвовать в храмовом богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн.

Самое дремучее суеверие - сводить празднование Светлого Христова Воскресения лишь к благочестивым гастрономическим традициям (крашеные яйца, куличи и пасхи) и обмену поздравительными sms.

Предположим, что кто-то спас нас от неминуемой смерти. Уместно ли будет в этот день накрыть праздничный стол и веселиться, совершенно забыв о благодарности нашему спасителю и даже не вспомнив о нём? Честно ли будет радоваться пище и празднику, забыв о том, ради чего и кого он устроен?

В нашем случае еда является приятным, но всё же приложением к главному событию — Жертве Бога ради спасения человечества. Почтить это событие предваряющим его постом, молитвенно встретить его в храме благодарением Творца, причаститься Спасителю — в этом основное содержание празднования кульминации нашего спасения. Главное — освятить себя, а не кулич…

Церковные каноны – дисциплинарные нормы. Следует отличать их от догматов – богооткровенных истин.

В Пасху Христову как победители мы стоим уже во вратах вечности. Но впереди еще путь. Если мы будем отвергаться своей воли, ища воли Божией, Воскресший Христос будет с нами. Если мы будем следовать своим желаниям, Пасха оставит нас. Святые отцы говорят, что самое большое наказание для человека, когда Бог оставляет его своей воле. Пасха дается нам, чтобы жизнь наша стала пасхальной. Если мы не примем свет Пасхи во все наши дни, как служение Богу и людям, наша жизнь будет бесполезной. Если мы хотим, чтобы благодать Пасхи Христовой снова и снова возвращалась к нам, желание, решимость такого служения должна определять наш путь. Пасха приходит Крестом, и мы должны умереть для себя, чтобы стать живыми, чтобы другие могли жить. Христос говорит: «Не бойтесь погубить душу свою в этом служении». Кто исполняет такое служение, тот душу свою спасает для Пасхи вечной. Если мы будем хранить в нашей памяти этот завет, мы будем жизнью своей осуществлять Пасху, и все суетное и мелочное, пустое и греховное будет исчезать как дым. Все будет заполнять свет Воскресения.

Об Оптинских новомучениках иеромонахе Василии (Рослякове), иноках Трофиме (Татарникове) и Ферапонте (Пушкареве) написано уже немало. Особенно известна книга «Пасха красная». Что подвигло этих молодых людей в наше время принять монашество? Все трое имели незаурядные дарования и могли прекрасно реализовать их, оставаясь верующими, в миру или даже служа Церкви в священном сане. Отец Василий успешно окончил факультет журналистики МГУ и институт физкультуры. Ему был дан дар слова, он писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом. Он был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполо, членом сборной СССР. У отца Ферапонта, лесника по образованию, был и художественный талант. Он был столь искусен в резьбе по дереву, что даже профессиональные художники учились у него. А отец Трофим был настоящим русским умельцем, мастером на все руки. Неслучайно в монастыре он нес послушания старшего звонаря, пономаря, переплетчика, маляра, пекаря, кузнеца, тракториста.

Чем же увенчалась жизнь этих иноков? Все трое братьев были убиты на Пасху, исполняя послушание: звонари отец Трофим и отец Ферапонт во время пасхального звона, отец Василий по дороге на исповедь в скит. Первым, мгновенно, был убит отец Ферапонт. Следующий удар был нанесен отцу Трофиму, который все же смог после этого ударить в набат и поднять по тревоге монастырь. Тем же мечом с гравировкой «сатана 666» был смертельно ранен отец Василий. Умирающего перенесли в храм, положив возле раки мощей преподобного Амвросия. Целый час уходила из него жизнь. Все его внутренности были перерезаны. В таких случаях люди кричат от боли. Отец Василий молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А на его лице, как сказал на панихиде духовник монастыря, уже отражалась пасхальная радость.

Почему поступают в семинарию, принимают монашеский постриг, становятся священниками? Существует призвание свыше, когда блеснет однажды душе человеческой свет Пасхи Христовой, ни с чем не сравнимый. Все заключается в том, чтобы всегда следовать за этим светом. Потому что, как свидетельствует преподобный Макарий Великий, один из основателей монашества, он знал немало таких, кто был чрезвычайно облагодатствован Господом, а потом пал самым жалким образом.

Оптинские мученики напоминают нам о двух самых главных вещах: о верности дару Божию даже до смерти и о том, что верность обретается всежизненным покаянием. Потому что в покаянии, как и в мученичестве, — полнота исполнения заповедей Божиих. Эти иноки как бы говорят всем нам: «Будем мудрыми и безумными, как настоящие христиане». Почему безумными? Потому что быть христианином значит жить одновременно в двух временах — в настоящем и в вечности. Когда мы молимся у их могил в Оптиной, Господь нередко дает нам пасхальное утешение, чтобы мы возрастали в понимании и внимании к тому, как надо строить нам нашу жизнь.

В размышлении об оптинских мучениках не забудем этого слова — Пасха, которое означает «переведение, переход». Бог дал нам время, чтобы мы обрели на него вечность. Вечную Пасху. Пасха — это любовь Христова. Кто причастился Пасхе, тот будет всегда учиться Христовой любви. Если мы хотим научиться любить нашего ближнего как самого себя, жить по заповедям Христовым, это непременно приведет нас в Гефсиманский сад, где Христос молился за весь мир. Или к звоннице Оптиной пустыни, где молитва у Креста Христова соединяется с пасхальной победой. И нам откроется тайна Крестной заповеди на подлинной глубине.

По той же самой причине путь монашества — весь сугубое покаяние. Неужели монахи больше всех согрешили и нуждаются больше всех в покаянии? Мы знаем, что Воскресением Христовым всему миру дается благодать покаяния. Вовсе необязательно, чтобы это были грубые грехи, которые, по слову апостола, не должны даже именоваться у нас. Разумеется, лучше не допускать греха, но покаяние как пламя может очистить душу всякого человека и восстановить все потерянное. Эти трое иноков были истинными монахами — молитвенниками и аскетами. Они как бы предчувствовали свою скорую встречу в вечности с Господом, и готовились к ней очищением сердца последним в своей жизни Великим постом. Особенно в течение Страстной Седмицы, которая вся, как на исповеди, — предстояние перед Крестом и Евангелием. Незадолго до смерти инок Трофим сказал своему другу: «Ничего не хочу — ни иеродиаконом быть, ни священником. А вот монахом быть хочу — настоящим монахом до самой смерти». «За несколько часов до убийства во время пасхального богослужения у меня исповедовался инок Ферапонт, — рассказывает иеромонах Д., — я был тогда в страшном унынии, и уже готов был оставить монастырь, а после его исповеди вдруг стало как-то светло и радостно, будто это не он, а я сам поисповедовался: “Куда уходить, когда тут такие братья!” Так и вышло: он ушел, а я остался» («Пасха красная»).

Покаяние не имеет конца на земле, потому что конец покаяния будет означать наше уподобление Христу. «Если мы не во всем уподобимся Ему, как можем мы быть вечно с Ним?» — вопрошает преподобный Симеон Новый Богослов. Это невозможно ни для Него, ни для нас. Но Пасха Христова открывает нам путь любви и покаяния, смирения и терпения. И другой Богослов — возлюбленный ученик Христов Иоанн говорит: «Когда увидим Его, будем подобны Ему». А апостол Павел свидетельствует: «Если Христос не воскрес, мы несчастнее всех человеков». Почему? Потому что любовь Христова в этом мире всегда распятая. Кто идет путем покаяния, у того жизнь будет непрестанным страданием и все большим приобщением Кресту, которым приходит радость всему миру. Оттого что Бог есть любовь, а не потому что с помощью Божией легче жить, становятся христианами. В христианской жизни мы счастливы только из-за Христа, сознанием того, что Он — Истина, и более не из-за чего другого. Поистине монашество — добровольное мученичество, но высшая милость и честь — пострадать за Христа даже до крови. Отец Василий (Росляков) сказал незадолго до мученической кончины: «Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». А инок Трофим еще до поступления в монастырь говорил: «Хорошо тем людям, которые приняли мученическую смерть за Христа. Хорошо бы и мне того удостоиться». Кажется, мы слышим сквозь их последний вздох: «Господи, и мне это дано?», как бы перекликающийся с восклицанием праведной Елисаветы при ее встрече с Божией Материю: «Откуда мне сие?»

Мы сознаем, как далека наша жизнь от святости этих мучеников. Но они говорят всем ищущим Господа: «Не бойтесь». Не следует сравнивать себя ни с кем. Каждый из нас, как бы ни был он мал, велик перед вечностью. Бог хочет установить с каждым человеком единственные и сокровенные отношения.

Неудивительно, что многие сегодня из тех, кто стремится, по слову апостола, сражаться до крови, подвизаясь против греха, обращаются за помощью к ним. Они победили Пасхой Господней, которая дала им вечную жизнь. До скончания века, до Второго Пришествия Христова будет идти сражение сил зла против сил любви, сил тьмы против сил света. Это сражение становится особенно ожесточенным после Воскресения Христова. Напряжение его будет возрастать по мере приближения Дня Господня — всеобщего воскресения мертвых. Можно даже усомниться порой в конечном исходе — так силы зла возобладают в мире. Но Воскресение Христово, Его победа над смертью ясно показывают, что силы любви решительно восторжествуют.

Загрузка...
Top