Основная молитва в пост. Какие готовить блюда во время поста

В этом году с понедельника до 3 апреля православные христиане будут соблюдать Великий пост - самый продолжительный и строгий из четырех постов. В это время верующие отказываются от скоромной пищи: мяса, рыбы, яиц, молока. Диетолог отмечает, что пост - это не только ограничение употребления отдельных продуктов или диета, но и преодоление себя, духовный подвиг, и об этом нужно помнить в первую очередь.

Не забывайте о витаминах
Рацион постящегося состоит из круп, бобовых, фруктов, овощей, растительного масла, сахара, меда, орехов, сообщила эксперт.

"Современная медицина видит ряд недостатков в рационе строгих вегетарианцев. Это недостаточное обеспечение организма солями кальция, железа, цинка и других минеральных веществ, нехватка аминокислот, недостаток витаминов В2, B9, С, D и йода", - сказала Неменова.

С другой стороны, отметила она, достоинством растительной пищи является высокое содержание в ней витаминов и растительных волокон, "обеспечивающих чувство насыщения и удаление из кишечника вредных веществ".

"Белки животного происхождения можно заменить на продукты из сои. Из нее сегодня делают различные напитки, продукты, БАДы", - сказала диетолог. По ее словам, особенно полезны продукты из сои для людей с высоким уровнем холестерина в крови.

Режим и творческий подход
"Важно соблюдать режим питания, чтобы человек получал завтрак, обед, полдник, ужин и еще что-то принимал перед сном", - сказала Неменова.

Она отметила, что пост дает простор для кулинарной фантазии. Морковь, лук, капуста, свекла, консервированный зеленый горошек, фасоль, горох, бобы, яблоки, апельсины, сухофрукты, орехи и семечки, в частности, кунжут - из этого набора можно приготовить разнообразные блюда, считает диетолог.

"Постный суп получается прекрасный из квашеной капусты с морковкой. Нужно отдельно отварить картофель, разварить немного квашеную капусту, заправить луком, поджаренным на растительном масле. Употреблять такой вегетарианский суп можно и в горячем, и в холодном виде", - сказала собеседница агентства. Она также отметила, что можно готовить супы с лапшой, рассольники, овощные, грибные, манные, морковные, фасолевые и гороховые супы.

По ее словам, обязательно должно быть три блюда утром (например, каша, салат и чай), четыре блюда в обед, на ужин два-три блюда и сок перед сном. Специалист посоветовала не пить пакетированные соки в чистом виде, а разбавлять их водой в соотношении один к одному, чтобы не возникало повышенное чувство жажды.

Пост полезен не всем
"Пост показан не всем. Например, пожилым лицам, малолетним детям , беременным, больным людям пост противопоказан", - сообщила эксперт.

Она предложила свой вариант однодневного меню для постящихся. На завтрак можно съесть тертую с растительным маслом свеклу или тертую морковь, гречневую кашу с луком на растительном масле и чай с лимоном, что укладывается в 320 килокалорий.

На обед можно приготовить картофельный суп или кислые щи, пшенную кашу с тыквой, кисель - это 600-700 килокалорий. На полдник предлагается разбавленный сок с сухариками, а на ужин - салат из свеклы или моркови с яблоками, фруктовый плов, чай с вареньем. А на ночь можно выпить разведенный овощной или фруктовый сок.

За день, с учетом 200 грамм пшеничного и 200 грамм ржаного хлеба и 25 грамм сахара, получится около 3 тысяч килокалорий. Это позволит обеспечить суточную потребность организма в энергии, считает Неменова.

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

– Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас - мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее - насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание - болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу – изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

– С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», – ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» – для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей – принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». – «Что вы хотите?» – «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу – ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Чудотворные слова: молитва во время поста по дням в полном описании из всех найденных нами источников.

В Великий пост принято читать разные молитвы, но самой главной считается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Этому празднику посвящена глава в Книге Пророка Исайи. Там подробно описано, как нужно себя вести во время поста и другие нюансы. В эти дни можно проводить различные обряды, читать заговоры и молитвы. Люди верят, что все обращения к Богу в этот период будут непременно услышаны.

Молитвы, читаемые в Великий пост

Как уже было сказано, самой важной молитвой в дни Великого поста считается обращение от священного Сирина. В ней перечисляются наиболее важные аспекты покаяния, а еще указывается, что конкретно нужно делать и над чем работать. Основная идея молитвы заключается в том, что человек должен освободиться от недуга, который является препятствием при общении с Богом. Молитва Святого Ефрема Сирина звучит так:

«Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!»

Чтобы молитва была более понятной, нужно остановиться на самых важных моментах, которые описаны в ней. Вначале произносится просьба избавить от важных грехов:

  1. Дух праздности . Святой просит бога уберечь его от напрасной траты времени. Каждый имеет определенные таланты и умения, которые нужно правильно применить на благо всего человечества. Праздность считается корнем всех грехов.
  2. Дух уныния . Если человеком управляет уныние, то у него нет возможности видеть добро и счастье в жизни. Он просто погружается во тьму и становится настоящим пессимистом. Именно поэтому чтобы двигаться в правильном направлении и быть ближе к Богу нужно избавиться от этого греха.
  3. Дух любоначалия . Практически в жизни каждого человека есть желание управлять людьми, к примеру, власть в семье, на работе и т.п. Любовь к управлению может стать серьезной проблемой, которая не дает развиваться и общаться с Богом.
  4. Дух прадзнословия . Человек является единственным созданием Бога, который получил умение разговаривать. Часто слова используются для оскорблений, проклятий и т.п. В молитве святой просит Бога уберечь его от напрасных и злых слов.

Пост без молитв не может проходить. Можно читать утренние, вечерние молитвы или же Псалтирь. Важно всегда добавлять молитву Ефрема Сирина.

Другие молитвы, читаемые в пост:

Большое значение имеют коленопреклоненные молитвы, читающиеся не в Великий пост, а на Великую Троицу, которая празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Читает их священник, стоя на коленях лицом к послушникам. В молитвах есть обращение к милости Божией, говорится там о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Молитва во время поста по дням

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты (келейно в дни поста акафисты читаются), псалмы и т.д. (Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может.)

необходимый элемент поста. Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня.

Или все тексты богослужения, положенного на этот день.

Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия (на другой год – Апостола) и целый день размышлять над прочитанным.

Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро читать рекламу, слушать в автомобиле радио, дома проводить время у телевизора. Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач.

Об этом же прекрасно пишет протопресвитер Александр Шмеман:

«Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, но хотя бы аскетический, который, как мы уже говорили, прежде всего означает перемену “диеты” и воздержание. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом - это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают».

Наблюдение за душою

Вообще, наблюдать за душою человек должен все время. Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине. Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках. Можно это списать на искушения от бесов. Не без искушений, конечно, но дело в первую очередь в том, что из души вылезают все те неисцеленные настроения, которые не проявляются, пока мы сыты, не утомлены, довольны…

Поэтому пастыри с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним и проч. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» (свт. Иоанн Златоуст).

Этот же святитель говорит, каким должен быть настоящий пост:

«Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживаетсч от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный?»

Святые отцы совершено определенно учили, что воздержание от пищи необходимо должно быть соединенным с воздержанием души от зла. «Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа» (преп. Иоанн Кассиан).

Приведу еще одну цитату из того же святого отца (его память празднуется раз в 4 года, 29 февраля), великого подвижника и аскета:

«Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато клеветой терзаешь плоть брата твоего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином, но упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам.

Ты постишься? В таком случае, избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты.

Ты постишься? Тогда избегай гнева, ревности, клятвопреступлений и всякой несправедливости.

Ты постишься? Избегай объедения, порождающего всякое нечестие…

Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью».

Одной из дурных привычек наших, подлежащей искоренению, святые отцы считали грех празднословия. Русское слово болтать очень точно, хотя и грубовато, передает смысл этого греха – качание, болтание языком из стороны в сторону. Когда, как не в дни Великого поста, мы должны объявить войну празднословию?

Святитель Григорий Богослов об этом написал замечательный трактат «Слово на безмолвие во время поста»:

«Когда, принося таинственную жертву человеческим страданиям Бога, чтобы и самому мне умереть для жизни, связал я плоть на сорок дней, по законам Христа-Царя, так как исцеление дается телам очищенным, тогда, во-первых, привел в неколебимость ум, живя один вдали от всех, обложившись облаком сетования, собравшись весь в себя и неразвлекаемый мыслями, и потом, следуя правилам святых мужей, приложил дверь к устам. Причина этому та, чтобы, воздерживаясь от всякого слова, научиться соблюдать меру в словах…»

И не о избавлении ли от греха празднословия мы молимся словами великопостной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. Дух… празднословия не даждь ми».

Доброделание

Многие христиане спрашивают, чем бы они конкретно, могли послужить ближним. Понятно, что мы не оставляем без заботы пожилых родителей, родственников, стараемся в своей собственной семье созидать мир и любовь. Но ведь не только свои … Любовь к своим , забота, о родителях – это, в общем, и не достижение, это долг! Но христианин должен идти дальше. Он своей заботой должен охватывать и других людей.

Когда Спаситель (в 25-й главе Евангелия от Матфея) говорит о суде над праведниками и грешниками, то единственным критерием оправдания или осуждения здесь является конкретная помощь ближнему:

«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

В этой связи хотелось бы сказать два слова о конкретной помощи ближним.

Автор считает, что всякий христианин должен помогать нуждающимся. Деньгами ли, силой своей, душевным участием… Но помогать мы должны. Исключение можно сделать для педагогов и врачей. Их профессиональное служение, если оно совершается честно и с самоотдачей, и есть их христианское служение. Но все остальные должны взять и нести служение помощи ближнему. Как это может выглядеть?

У меня есть десятки примеров, как это делают мои прихожане.

Помогать деньгами бедной семье, в которой есть больной ребенок (ДЦП, рассеянный склероз и проч.).

Брать летом на дачу пожилого или больного человека из дома престарелых, из приюта.

Участвовать в жизни детского дома, или приюта.

Просто помогать деньгами многодетной или нуждающейся семье (у священников всегда есть такие знакомые семьи);

Брать группу детей гулять (цирк, парк) из детского дома хотя бы раз в месяц…

Вариантов, возможностей – огромное множество, можно поговорить со священником вашего храма, он может что-то подсказать.

Единственное но : Это нужно делать не только в пост, а в течение всего года, в течение всей нашей христианской жизни.

Ограничивать труды свои временем поста жестоко по отношению к тем, за кем мы взялись ухаживать, окормлять. Помните: раз взявшись за дело помощи, мы должны нести его всегда

Какие молитвы читают дома во время Великого поста 2018 года

Всем известно, что Пасхальный пост – с 19 февраля п0 7 апреля 2018 года - наиболее строгий и продолжительный, и существует множество ограничений в еде на протяжении этого семинедельного периода.

Однако многие из нас забывают, что, помимо отказа от определенных продуктов, в пост человек должен очиститься и духовно, тем самым как бы попытавшись «приблизиться» к Богу.

Существуют специальные молитвы на каждый день в Великий пост, которые следует читать всем людям, принадлежащим к числу православных христиан.

То, какие молитвы читают в Великий пост, указано в Книге Пророка Исайи, где целый раздел посвящен тому, как следует вести себя на протяжении всего семинедельного периода.

Основной считается молитва святого Ефрема Сирина, которая способствует освобождению от так называемого «недуга», препятствующего общению человека с Богом. Звучит эта молитва следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве,

даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!

Утренние молитвы в Великий пост остаются традиционными, однако их чтение непременно дополняется вышеуказанной молитвой Ефрема Сирина. Она может читаться не только в храме, но также дома, и имеет предназначение – подготовить человека к исповеди, покаяться и очиститься.

Важно понимать, что ограничения в еде, а также утренние, дневные и вечерние молитвы в Великий пост имеют одну общую цель – человек должен научиться управлять собой, контролировать собственные чувства и эмоции.

Семинедельный период пасхального поста – это время умиротворения и покаяния. Каждый верующий христианин должен осознанно входить в пост, соблюдать его и правильно выходить из указанного состояния.

Как правило, неосведомленному человеку сделать это достаточно трудно, потому, решившись впервые на такой серьезный шаг как соблюдение Великого поста, лучше заручиться поддержкой церковных служителей, которые обязательно помогут во всем и подскажут, как необходимо верно поступать.

Семь заповедей Великого поста

Как провести Великий пост с пользой для себя и окружающих?

Начался Великий пост – время обновления, покаяния и радости. Радости не пасхальной, ликующей, а тихой и незаметной на первый взгляд, но одновременно какой-то глубокой. Может быть, это оттого, что в пост в очередной раз желаешь отойти от всей ненужной, наносной суеты, обволакивающей тебя каждый будний день, и обрести подлинного себя.

Великий пост готовит нас к торжеству торжеств – Пасхе. Это настоящее путешествие. Это весна духа. И вот этот весенний путь должен привести к тому, чтобы мы к его концу стали хоть немного лучше, чем были в начале.

Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему?

1. Питаться просто. Прежде чем говорить что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться. Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста – не в том, чтобы не есть животной пищи (пища сама по себе не делает нас ни ближе к Богу, ни дальше от Него). Все же мы – существа из плоти и крови, и вопрос нашего питания чрезвычайно важен. Общее правило: питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Можно отяготить себя и постной пищей. И не «зацикливаться» на еде. Вряд ли стоит искать по всему Интернету изысканные рецепты постных блюд. Меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Меньше денег расходовать во время поста на еду. В связи с этим задумаемся над вопросом, насколько уместно приобретать в пост, например, деликатесные морепродукты, которые уставом не запрещаются. Кстати, для некоторых категорий людей допустимы определения послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т.п. Но для этого лучше посоветоваться с духовником. Если нет такой возможности по каким-либо причинам, то принимайте ответственность на себя. Также известно, что «лучше недопоститься, чем перепоститься». Умеренность – вот золотое правило.

2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост – время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то – от курения, а кто-то – от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать.

3. Молиться регулярно. Пост без молитвы – вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну – краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели.

4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

5. Посещать богослужения. Великий пост – особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров (замечательно, если вы найдете храм, где она служится вечером) и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга. Но это время еще далеко, и о нем лучше поговорить в другой раз.

6. Очистить свой ум от суеты. Стоит ли полностью отключать телевизор, вводить мораторий на посещение блогов, форумов и социальных сетей – каждый решает сам. Но вот что действительно будет полезно – прочитать хотя бы одну хорошую книгу духовного содержания. Это может быть книга по истории Церкви, по основам вероучения, толкование на Священное Писание или что-либо еще. Поскольку рынок православной литературы сегодня изобилует не всегда «духовно качественными» изданиями, то подходить к выбору литературы стоит очень внимательно. Можно прочитать и что-либо из мировой классики – это тоже будет полезно для хранения ума от суеты.

7. Сделать то, что давно собирались. Определить для себя дело, о котором давно подумывали, но так и не совершили. Время поста – это время позитива. Все ограничительные меры (в пище, развлечениях и пр.) важны не сами по себе, но как средство освободить наше время и силы для главного: возрастания во Христе. А расти во Христе – это творить добро. Любить Бога, ближнего и себя. Стоит выбрать хоть одно такое дело, от которого будет хорошо не только вам, но и вашим ближним. Перед постом мы слышали слова Христовы: «Что вы сделали одному из малых сих, Мне сделали». Немного поразмыслив, вы наверняка обнаружите, как много можно сделать за эти 40 дней. Собрать вещи в детский дом, приготовить ужин своим родителям, сделать что-то полезное для дома, смастерить скворечник, вникнуть в то, чем живут ваши дети, наконец, – наверняка отыщется множество идей.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы - это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге - и будет нашей непрестанной радостью о Нем.


Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах - иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило - выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить . В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.


Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе - даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы - это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы - в первые четыре дня Великого поста, вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы …

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить - между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая - время покаяния, вторая - время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься - напрасная трата здоровья.


Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением - не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство - помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить - крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.


«Пощусь - тщеславлюсь, и не пощусь - тщеславлюсь», – скорбит в своей «Лествице».

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла - а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя - а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»


И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени - изменение режима питания.

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят - к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии - слова Божьего - уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.


Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, - беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая - это не развлечение, а помощь ближнему.


Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет - есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное - нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный : мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный - это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования - надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.


Наконец, самое главное правило Великого поста - помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост - время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

– время обновления, покаяния и радости. Радости не пасхальной, ликующей, а тихой и незаметной на первый взгляд, но одновременно какой-то глубокой. Может быть, это оттого, что в пост в очередной раз желаешь отойти от всей ненужной, наносной суеты, обволакивающей тебя каждый будний день, и обрести подлинного себя.

Великий пост готовит нас к торжеству торжеств – . Это настоящее путешествие. Это весна духа. И вот этот весенний путь должен привести к тому, чтобы мы к его концу стали хоть немного лучше, чем были в начале.

Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему?

1. Питаться просто. Прежде чем говорить что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться. Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста – не в том, чтобы не есть животной пищи (пища сама по себе не делает нас ни ближе к Богу, ни дальше от Него). Все же мы – существа из плоти и крови, и вопрос нашего питания чрезвычайно важен. Общее правило: питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Можно отяготить себя и постной пищей. И не «зацикливаться» на еде. Вряд ли стоит искать по всему Интернету изысканные рецепты постных блюд. Меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Меньше денег расходовать во время поста на еду. В связи с этим задумаемся над вопросом, насколько уместно приобретать в пост, например, деликатесные морепродукты, которые уставом не запрещаются. Кстати, для некоторых категорий людей допустимы определения послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т.п. Но для этого лучше посоветоваться с духовником. Если нет такой возможности по каким-либо причинам, то принимайте ответственность на себя. Также известно, что «лучше недопоститься, чем перепоститься». Умеренность – вот золотое правило.

2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост – время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то – от курения, а кто-то – от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать.

3. Молиться регулярно. Пост без молитвы – вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну – краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели.

4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

5. Посещать богослужения. Великий пост – особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров (замечательно, если вы найдете храм, где она служится вечером) и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга. Но это время еще далеко, и о нем лучше поговорить в другой раз.

6. Очистить свой ум от суеты. Стоит ли полностью отключать телевизор, вводить мораторий на посещение блогов, форумов и социальных сетей – каждый решает сам. Но вот что действительно будет полезно – прочитать хотя бы одну хорошую книгу духовного содержания. Это может быть книга по истории Церкви, по основам вероучения, толкование на Священное Писание или что-либо еще. Поскольку рынок православной литературы сегодня изобилует не всегда «духовно качественными» изданиями, то подходить к выбору литературы стоит очень внимательно. Можно прочитать и что-либо из мировой классики – это тоже будет полезно для хранения ума от суеты.

7. Сделать то, что давно собирались. Определить для себя дело, о котором давно подумывали, но так и не совершили. Время поста – это время позитива. Все ограничительные меры (в пище, развлечениях и пр.) важны не сами по себе, но как средство освободить наше время и силы для главного: возрастания во Христе. А расти во Христе – это творить добро. Любить Бога, ближнего и себя. Стоит выбрать хоть одно такое дело, от которого будет хорошо не только вам, но и вашим ближним. Перед постом мы слышали слова Христовы: «Что вы сделали одному из малых сих, Мне сделали». Немного поразмыслив, вы наверняка обнаружите, как много можно сделать за эти 40 дней. Собрать вещи в детский дом, приготовить ужин своим родителям, сделать что-то полезное для дома, смастерить скворечник, вникнуть в то, чем живут ваши дети, наконец, – наверняка отыщется множество идей.

Кроме этого, можно придумать и собственные «заповеди» поста. Они могут быть разными, но главное – постараться отнестись к посту серьезно, на самом глубоком уровне своего сознания. Ведь время поста – это время, требующее от нас принятия решений и постоянных усилий.

Загрузка...
Top