Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться. Учимся читать. Первые игры для обучения чтению Учимся читать для детей 4 лет задания

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №19

«Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.

«АБВГДейка».

Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Срок освоения программы – 3 года.

Санкт-Петербург 2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению

ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы

ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению чтению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.Д. Маханева, «Обучение чтению грамоте детей 6-7 лет»О.М. Рыбникова, «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Е.В. Колесникова, «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, «Я начинаю читать» Е.В Колесникова, «Букварь» электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы А.Ф. Малышевский. А также учитываются положения общеразвивающей программы МДОУ № 19

Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

· Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

· Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

· Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

· Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

· Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; использование интерактивной доски

3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на три года обучения.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Структурная организация совместной деятельности по реализации программы

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей:15 минут для детей4-5лет, 25 минут 5- 6 лет, 30минут для детей 6 - 7 лет.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились,повторение характеристики звука, стихотворения про букву.Работа со звуком и буквой, прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Звоном и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка,это элементы артикуляционной гимнастики. Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

Выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

Выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

Построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

Игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

Педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению.

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения;

Консультации для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Учебно-тематический план первого года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Что такое азбука? Для чего она нужна?

Диагностика

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о гласных звуках, познакомить с их характерными признаками.Научить выкладывать буквы из палочек.

Какие звуки мы знаем?

«Знакомство: Звон»

Встреча, Звона и Буковки

Звук А

Звук У

Звук О

Закрепление А, У, О

Ноябрь

Звук Ы

Воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых моментов.

Формирование у детей стойких представлений о звуке. Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный, согласный звук.Закрепить знание о гласных звуках.

Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Звук Э

Звук И

Закрепление Ы, Э, И,

Звуки М - Мь

Звуки Н - Нь

Звуки Б - Бь

Звуки П- Пь

Декабрь

Закрепление Б- Бь, П - Пь

Развивать фонематический слух. Развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками.развивать зрительное и слуховое внимание.развивать общую и мелкую артикулляционную моторику. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей. Закрепить знание о согласных звуках.

Звуки Д-Дь

Звуки Т - Ть

Закрепление Д-Дь, Т- Ть

Звук Г

Звук К

Закрепление Г, К

Звуки В - Вь

Январь

Звуки Ф - Фь

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о согласных звуках, познакомить с их характерными признаками. Закрепить умение выкладывать буквы из палочек. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Закрепление В- Вь, Ф - Фь

Звук Х

Звуки Л - Ль

Звуки С- Сь

Звуки З - Зь

Закрепление С – Сь, З- Зь

Звук Ц

Февраль

Закрепление гласные А, О, У, Ы, Э

Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.закреплять умение называть первый звук в слове.развивать уммение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника.

Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать навык самоконтроля и самооценки. Деление слов на слоги, нахождение различий на двух похожих рисунках.

Закрепление согласные МЬ, ПЬ, БЬ, Н

Закрепление согласные Г, К, С, Ц

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие)

Знакомство с многообразием слов, звучанием звонко, громко, тихо

Знакомство с многообразием слов

Март

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко»

Продолжать знакомить с разнообразием слов(слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучани, но и подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

Развивать внимание и зрительную функции детей посредством нахождениянесоответствия в рисунке.

Формировать интерес в речевой дяельности, самостоятельность, инициативу в решении позновательных задач.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек

Звуки С – Сь, З-Зь, твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Звук Ц, рисование огурцов

Звук Ш, «Песенка ветра», рисоввание шариков

Звук Ж, «Песенка жука»

Звуки Ш – Ж, моделирование рисование дорожек

Звук Щ, моделирование рисование щеток

Апрель

Звук Ч, моделирование рисование предметов

Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие,закреплять умение называть первый звук в слове.Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление.

Закрепить знание о согласных звуках,способствовать интанационному выделению твердых и мягких согласных звуков, продолжать знакомить с линейностью слов.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Звуки «Ч – Щ», моделирование нахождение различий

Звуки «Р – Рь», закрашивание предметов

Звуки «Л – Ль», моделирование, рисование неваляшки

Звуки «М – Мь», рисование мишки

Звуки «Б – Бь» моделирование, рисование бус

Звуки « К – Кь», закрашивание предметов

Учебно-тематический план второго года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.

Диагностика.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Диагностика. Повторениие гласных звуков.

Диагностика. Повторение согласных звуков.

Повторение. Характеристика твердых и мягких согласных звуков.

Повторение.Сравнение слов по звучанию, протяженность слов (длинные и короткие)

Повторение. Сравнение звучания слов(громко, тихо)

Повторение. Деление слов на слоги

Ноябрь

Звук и буква А

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным звуком и его условным обозначением – красный квадрат.закрепить зание гласных звуков, их характерные признаки.

Познакомить с понятием «буква», указать отличительные признаки понятий «звук» и «буква».

Выработать умение определять место звука в словах. Выработать умение внимательно слушать текст, выделяя в нем слова в которых есть изучаемый звук.Научить выкладывать новую букву из палочек.

Звук и буква У

Сочетание АУ,УА

Закрепление пройденного материала

Звук и буква О

Звук и буква Ы

Звук и буква Э

Закрепление пройденного материала

Декабрь

Звук и буква Л.Чтение слогов.

Деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове.

Чтение слогов, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изображение предложений.

Фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.Научить «рисовать» в воздухе букву.научить детей читать слоги с новой буквой.

Звук и буква М

Звук и буква Н

Звук и буква Р

Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков).

Закрепление пройденного материала

Знакомство с предложением: Мама мыла раму.

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы.

Январь

Буква Я.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой. Произношение согласных звуков, фонетический разбор, чтение слогов, слов, предложений.

Место буквы в словах, сравнительное чтение слогов, произношение согласных звуков, Звуко-буквенный анализ. Закреплять понятие, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые обозначаются синим цветом, мягкие- зеленым. Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Повторение пройденного материала. Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р,

Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слова, чтение предложения.

Буква Ю. Чтение слогов слов. Составление предложений

Закрепление пройденного материала

Буква Е.Чтение слогов слов. Составление предложений

Буква Ё. Чтение слогов слов.

Звук и буква И. Чтение слогов слов. Составление предложений.

Февраль

Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух.

Фонетический разбор слов.

Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов. Чтение слов и фонетический разбор слов, соотнесение схем слов, составление слов из слогов. Научить «рисовать» в воздухе букву, научить детей читать слоги с новой буквой. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звуки Г и Гь, К и Кь

Буквы Г, К

Звуки Д и Дь, Т и Ть

Буквы Д, Т

Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В и Ф.

Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С

Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П

Март

Звуки Х и Хь, и буква Х

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Работа с предложением чтение рассказа и поиск слов. . Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе.

Закрепление пройденного материала.

Звуки и буквы Ж и Ш

Звуки и буквы Ч и Щ

Звук и буква Ц

Звук и буква Й

Мягкий знак Ь

Твёрдый знак Ъ

Апрель

Повторение пройденного материала.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение. Предложение: составить по картинке. Научить «рисовать» в воздухе букву, развивать навык языкового анализа слов.Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы

Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений

Ребусы, загадки, чтение стих-й.

Мониторинг.

Мониторинг.

Викторина

Учебно-тематический план третьего года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Отябрь

Новые встречи со старыми друзьями. Звон и буковка.

Повторение. Деление слов на слоги.

Диагностика. Повторение пройденного материала. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Диагностика. Повторениие гласных звуков. Ударные и безударные.

Диагностика. Повторение согласных звуков. Характеристика твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Повторение. Количество звуков и букв.

Чтение слогов и слов.

Закрепление пройденного материала.

Звук Н - Нь и буква Н

Звук М - Мь и буква М

Ноябрь

Звуки j и буква Й

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звуки j и буква Е

Звуки j и буква Ё

Закрепление пройденного материала

Звуки j и буква Ю

Звуки j и буква Я

Закрепление пройденного материала

Звук и буква Ц

Декабрь

Звук и буква Ч

Развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание. Познакомить детей со звуком j. Закрепить понятие «гласный звук», «согласный звук». Познакомить с йодированными буквами, научить выкладывать их из палочек, природных материалов, «рисовать» в воздухе. Закрепить навык чтения слогов и слов с новой буквой.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Звук и буква Щ

Закрепление пройденного материала

Звуки Л - Ль и букваЛ

Звуки Р - Рь и буква Р

Закрепление пройденного материала

Итоговая игровая деятельность по всем пройденным звукам и буквам.

Викторина

Январь

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы рассыпались»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы потерялись»

Слова и слоги. Закрепление.

Предложение.

Зима.

Новый год.

В мире книг.

Домашние животные.

Февраль

Дикие животные.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Развивать самоконтроль за речью детей.

Сказки.

Транспорт.

Профессии.

Природные явления.

Лес.

Насекомые

Март

Весна.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

Птицы.

Цветы.

Овощи.

Фрукты.

Закрепление пройденного материала.

«Скоро лето»

Апрель

«Скоро в школу»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям. Развивать самоконтроль за речью детей.

«День города»

Ребусы.

Кроссворды.

Закрепление пройденного материала.

«Брейн- ринг» по закреплению всех пройденных звуков и букв.

Диагностика.

Диагностика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация программы «Обучение чтению дошкольников в игровой форме» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

Список дополнительных игр для совместной деятельности.

1.Обучение грамотному вступлению в речевой контакт. Игра «Расскажи о себе».

2.Построение вопросов. Обращения. Игра «Отгадай предмет по его частям».

3.Что такое алфавит? Игра «Знакомство с буквами».

4.Учимся сообщать о впечатлениях. Импровизация «Рассказ по очереди».

5.Споем гласные буквы. Игра «Усложни предложение».

6.Рассказывание на тему из личного опыта» Как договориться о совместной игре?» Повторение гласных букв.

7.На какую букву начинается слово «Гласные буквы». Конкурс на внимание.

9. Игра «Услышь знакомую букву». Повторение гласных букв.

10.Учимся вежливому обращении с взрослыми, сверстниками.

11.Согласные буквы. Как они произносятся? Игра «Исключи гласные».

12.Какими звуками обозначаются буквы. Игра «Звук первый – звук последний».

13.Понятие звук, буква, слово. Задание «Назови звук».

14.Гласные и согласные звуки. Игра «Сравни слова».

15.Видовые обобщения и их признаки (это игрушки – ими играют).

16.Место звука в слове (первый, последний, в середине).

17.Интуитивное чтение. Игра «Накорми зверей».

18.Учимся грамоте по сказке «Гуси-лебеди».

19.Графичесий диктант с использованием кратковременной памяти.

20.Игра-задание «Найди слово с заданным звуком».

21.Трудные свистящие звуки.

22. Волшебство слияния букв в слоги.

23.Тренинг воображения «Какая бывает собака?».

24.Трудные шипящие звуки.

25.Игра «Угадай, кто мой друг?» Гласные, согласные звуки.

26.Обучение чтению по слогам. Игра-задание «Договори слово».

27.Упражнение «Тренинг звуковой памяти».

28.Звуковой анализ слова. Интуитивное чтение «Паспорт для животного».

29.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

30.Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

31.Тренировочные задания «Игра в рифмы».

32.Учимся звуковому анализу слова.

33.Грамоте учиться всегда пригодится!

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белоусова Л. Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

3. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

13.Жукова Н.С. Букварь. М.: «Эксмо», 2014


Для тех, кому важно найти ответ на вопрос Как научиться читать? сегодня подготовила замечательный материал Мария Костюченко , ведущая рубрики . Маша уверена, что есть наилучший подход к обучению чтению — обучение в игре. Так что в сегодняшнем выпуске — ни много ни мало 12 игр для обучения чтению!

12 игр, которые помогут научиться читать

Когда начинать учить ребёнка читать — и как? Этот вопрос рано или поздно встаёт практически перед каждой мамой. Сейчас есть очень много методик для обучения чтению: целыми словами, складами, буквами и т.д. и т.п. Каждая мама выбирает свой путь приобщения ребёнка к удивительному миру книг. Но нет ничего более эффективного, чем учиться читать через игру! Поэтому сегодня я хочу показать вам несколько идей, как превратить процесс знакомства с буквами и словами в увлекательный процесс. Как научиться читать в игре? Есть много-много способов!

Буква, появись!

Вы можете оживлять буквы, делать их «тактильными», сочинять про них сказки или придумать что-то ещё. А можно задействовать волшебство. Сделайте 33 карточки (размер выбирайте сами) на каждой из которых напишите белым восковым карандашом или обычной свечкой букву. Дайте ребёнку карточку (одну или несколько – это зависит от вашего плана знакомства с буквами), краски, кисточку и предложите раскрасить карточку понравившимся ему цветом. Когда ребёнок начнёт рисовать, буква, написанная воском , не закрасится, а проявится, тем самым удивив и обрадовав ребёнка.

Найди букву

Научившись распознавать буквы, необходимо научиться соотносить буквы и слова. В этом вам поможет интересная игра с карточками . Например, вы заранее делаете несколько карточек с изображением предметов (они должны быть просты и понятны) и рядом с изображением предмета пишете 2-3-4 буквы. Ребёнку предлагается выбрать букву, с которой начинается слово на карточке. Он может её закрасить, обвести, положить на неё красивый камешек, прикрепить прищепку и т.д. Главное, чтобы ребёнок понимал, что нарисовано на карточке. Например, вы даёте карточку с изображением снегиря и задумали, что ребёнок должен найти букву «С», но он может расценить картинку, как «Птица» и искать букву «П». В таких случаях вы заранее должны его предупредить, что вы хотите, чтобы он понял, что это за птица, и нашёл первую букву её названия.

Витражи — от «А» до «Я»?

Очень хорошо идёт обучение чтению в ходе творческих игр. Прекрасная идея – буква-витраж . Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем букву так, чтобы ее можно было закрасить. Возьмите линейку и расчертите лист бумаги так, чтобы визуально он состоял из кусочков. На кусочки, которые принадлежат букве поставьте точки и предложите ребенку раскрасить этот необычный узор. Все кусочки с точками цветами одного оттенка, а все, что без точек – цветами другого оттенка. Так ваш ребёнок ещё раз закрепит образ буквы, потренирует руку и научиться аккуратно закрашивать картинки, а также познакомиться с оттенками одного цвета. Например, букву он закрасит оттенками оранжевого: персиковый, тыквенный, медовый, медный, янтарный и т.д.

Учимся читать, нанизывая бусы?

От букв переходим к составлению слов. Прекрасный вариант игр, где ребёнок не только учится читать, но и развивает мелкую моторику. Напишите для ребёнка слово (начинать лучше с маленьких слов), можно с картинкой. Разложите перед ним кубики-бусины с буквами (если нет таких кубиков, то их можно или сделать самим из самозатвердевающей массы для лепки или из солёного теста, а также можно использовать карточки с буквами, в которых дыроколом будут проделаны отверстия), синельную проволоку (можно просто шнурок). А теперь покажите, как, нанизывая буковки на проволоку, собрать слово.

Тренажёр для обучения чтению «из ничего»

Похожая игра, только делается она намного проще и из того, что есть у нас под рукой. Для неё вам понадобятся крышки! Наклеиваем на крышки буквы (или пишем маркером, если крышки белые) и начинаем складывать из них слова!

Прицепите слово!

Пропала буква!

Когда мы научились читать, пришла пора учиться узнавать слова, даже если в них пропущены буквы . Сделайте карточки со словами, где нет 1 или нескольких букв (уровень сложности регулируете вы сами), 33 прищепки, на концах которых будет прикреплена буква. Предложите ребенку прочитать слово и найти прищепку с пропущенной буквой.

Выходим на новый уровень и учимся составлять предложения самостоятельно. А поможет нам в этом обычный блочный конструктор . Чем меньше ребёнок, тем крупнее должны быть детали. Измеряем блоки, делаем карточки со словами, приклеиваем карточки к конструктору и можем строить целые дома из слов.

Пазлы для тех, кто учится читать

Буква… «в стоге сена»

Развивающая онлайн-игра "Учусь читать с Чипо" поможет вашему ребенку: 1. Научиться читать слоги. 2. Научиться читать правильно слова разной слоговой структуры. 3. Научиться бегло читать и при этом понимать прочитанное. 4. Расширить словарный запас и кругозор. Развивающая игра "Учусь читать с Чипо" - это лучший тренажер по чтению для детей от 2 до 7 лет! Эта увлекательная игра не даст ребенку скучать и повысит его интерес к чтению.

Эта игра разработана специально для тех родителей, которые хотели бы самостоятельно научить читать своего ребенка. Для нас было крайне важно создать такую обучающую игру, которая бы не только научила ребенка читать, но и оставила положительный эмоциональный след от самого процесса обучения как у ребенка, так и у его родителей.

С помощью этой игры ваш ребенок

2. Начиная с простых слов, постепенно переходя к более сложным, ваш малыш с каждым днем будет читать все лучше и лучше.

3. С помощью ежедневных 10-минутных тренировок у вашего ребенка будет увеличиваться скорость чтения и формироваться понимание прочитанного. А следовательно, он будет получать удовольствие от самого процесса чтения.

4. Более 1000 карточек-слов, разбитых на лексические темы, позволят ребенку не только научиться бегло читать, но и расширят его словарный запас и кругозор.

Эта увлекательная игра не даст вашему ребенку скучать. Начни учиться читать прямо сейчас! Обучающая игра "Учусь читать с Чипо" - это лучший тренажер по чтению для детей от 2 до 7 лет!

В каком возрасте лучше начинать учить читать ребенка с помощью этой игры?


Многие родители часто задают вопрос, в каком возрасте лучше начинать учить читать ребенка с помощью этой игры. Начинайте, когда малышу не будет еще и года, или на втором году жизни, или позже. Никогда не рано, но и никогда не поздно. В каждом возрасте свои игры и принципы обучения, своя скорость усвоения материала. Опираясь на наш 10-летний опыт работы, рекомендуем приступать к занятиям в начале овладения устной речью. Это дает очень сильный толчок в речевом развитии и незаметное, естественное овладение техникой чтения.

Еще один наиболее благоприятный момент - 3,5-5 лет. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы читать по-настоящему, он, наверняка, очень любит книжки и понимает, зачем нужно учиться читать. В этом возрасте обучение проходит наиболее быстро.

Наша игра рассчитана на детей разного возраста (от 0 -7 лет) и разного уровня чтения. И для начинающих, и для детей, которые уже умеют немного читать, вы найдете в игре много интересных заданий.


Какая методика лежит в основе обучения чтению в игре «Учусь читать с Чипо»?

В основе игры заложена методика складового чтения Н.А. Зайцева, зарекомендовавшая себя как наиболее эффективная методика обучения чтению детей в возрасте от 2 до 7лет.

С первого занятия (уровня) мы начинаем учить ребят читать по складам.

При таком подходе у ребенка исчезают муки слияния, когда буквы знает - читать не может, он легче и быстрее выходит в чтение.

Часто многие родители, да и некоторые педагоги растягивают изучение букв на долгие месяцы. Зачем?

Вот вопрос: если вы будете учить малыша играть в шахматы, с чего начнете? Фигуры покажете, назовете, расставите, объясните, как ходят, в чем задачи игры. Или, может быть, одного короля будете демонстрировать месяц (чтобы не перенапрячь ребенка), на следующий — ферзя, к концу года до пешек доберетесь?

Интересно, что применительно к шахматам такой щадящий подход смешным кажется, а применительно к чтению — нормальным.

Заучивая алфавит ребенку трудно правильно прочитать слова. Попросите его прочитать слово ЖАБА, в ответ будет прочитано ЖЭ-А-БЭ-А. Согласитесь трудно объяснить ребенку, что тут речь идет о жабе., а не о некой жэабэе)))

Еще одно преимущество данной методики, по сравнению с чтением по буквам - это повышенная скорость чтения. Тоже важный момент.

Кто разрабатывал игру

Игру разрабатывали опытные педагоги и методисты по чтению детского центра раннего развития «Яркие дети». Многие выпускники этого центра к 6-7 годам, умеют бегло читать, а главное любят читать книги. Наши педагоги-разработчики уверенны, что ребёнок, научившийся читать до школы, гораздо быстрее развивается, легче и лучше учится в школе. От скорости чтения в нашей жизни зависит очень многое.

Если школьник медленно и плохо читает, он ничего не успевает. У него пропадает интерес к учебе, снижается самооценка. Пока ребенок с пассивной техникой чтения читает условия задачи, другой ее уже давно решит. . К тому же, мы заметили, что дети, которые рано научились читать грамотно пишут.

Через какое время мой ребенок начнет читать?

Каждый ребенок индивидуален, у каждого своя скорость усвоения материала. Но обычно, через неделю ежедневных занятий 4 летки начинают прочитывать простые слова. Через 4 недели осваивают чтение сложных слов и предложений.

Двухлетки начинают читать к трем годам. Если вы успели научить своего ребенка читать до трех лет - вы подарили ему огромный подарок на всю жизнь. Самое элементарное из набора входящего в этот подарок - отличная память, легкость обучения в школе, повышенная обучаемость другим языкам, отличная эрудиция. А вместе с этим - заслуженное уважение учителей и сверстников.


Как играть?

Небольшое, но очень важное отступление

Самое важное в занятиях по чтению - регулярность и игровая форма !!! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик.

Поэтому, перед занятиями необходимо создать сильный мотивационный настрой у ребенка, объяснить,что он не просто учиться читать, а выполняет важное дело! Он спасает от голода бедного попугайчика Чипу! В начале игры Чипо объясняет, что он очень проголодался и получит что-то вкусненькое, только за правильные ответы ребенка. Во время «кормления» важно подбадривать ребенка: «Ого, ты справился, и Чипа получил мороженое, а что будет в следующий раз? Может это будет хлеб с маслом?»

Если ваш ребенок не правильно прочитал слог или хочет нажать на неверный ответ, не стоит ему мешать, пусть Чипо получит таракана, и малыш увидит, как попугайчик расстроен. А вы можете улыбнуться и сказать что-то подбадривающее. «Ну, вот чуть тараканами не накормил Чипу! Попробуй еще раз! У тебя обязательно получится!» Предложите нажать ему на слог в котором он ошибся, и он услышит правильное произношение и теперь уже точно не ошибется.


Для начинающих

  1. Начинать играть надо с первого раздела «Слоги»
  2. Ребенок повторяет за родителем слог, написанный в рамке. Только не называйте отдельные буквы «эм» и «а», важно сразу говорить «ма», «ба», «ва» и т.п.
  3. Попросите ребенка самостоятельно прочитать слог и найти среди картинок слово, которое начинается с данного слога.
  4. Помимо работы со слогами, сразу начинайте знакомить c я и со словами. Ребята легче запомнят слоги, если будут находить их в знакомых словах. Выберите из раздела «Слова» подходящую тему. Покажите, что нажимая на слоги этого слова, они будут озвучиваться, таким образом можно прослушать все слово по слогам и правильно ответить на вопрос.


Для продолжающих

После того как ребенок освоился в слогах, можно переходить к чтению слов. На данном этапе, ребенку важно поверить в то, что он может прочитать все, что угодно. А для этого мы рекомендуем продолжить занятия в разделе «Формы слов» и начать с самых простых 2-сложных слов, типа каша, ваза, а затем постепенно переходить на чтение 3-х, 4-х сложных слов и т.д.

Уровни размещены в порядке возрастания сложности.

  1. Начинать играть можно с первого уровня раздела «формы слов»
  2. Ребенок читает написанное в рамке слово, и если он забыл, как читается какой-либо склад, то можно просто на него нажать и услышать, как он произносится.
  3. При правильном нажатии, Чипа получает что-то вкусненькое.


Слова по темам

После того как вы прошли 5-7 уровней из раздела «форм слов», можно попробовать читать слова по темам. Будущим мужчинам понравятся темы с машинами и инструментами, а вот девочкам, возможно, больше придется по вкусу раздел цветов или животных. В любом случае, сейчас нужно читать много и постоянно, для того, чтобы ребенок быстрее вышел в беглое чтение. Кроме этого, благодаря разделу «Слова по темам» ребенок расширяет свой лексический словарь, узнает слова, которых раньше не знал.

  1. Ребенок выбирает наиболее интересную для себя в данный момент лексическую тему
  2. Читает написанное в рамке слово, если ребенок забыл, как читается какой-либо склад, то можно просто на него нажать и услышать, как он произносится.
  3. Находит среди картинок нужное слово.
  4. При правильном нажатии, Чипа получает что-то вкусненькое.
  5. Иногда от родителей потребуется помощь в объяснение значения того или иного незнакомого для ребенка слова.


Что полезно знать по интерфейсу игры?

1. На слогиможно нажимать. Они будут озвучиваться голосом.

Например, если ребенок забыл произношение слога или прочитал его не правильно, вы можете попросить его перепроверить себя.

Данная функция позволяет заниматься вашему ребенку самостоятельно.

Еще один пример использования озвучивания слогов. Если у вас совсем маленький ребеночек, и вы только-только начали заниматься, все внимание у него сконцентрируется на картинках. И может так получиться, что вы не сможете уговорить его посмотреть на написание слога. В таком случае, вы объясняете, что для того чтобы правильно ответить, нужно сперва нажать на слог. Когда малыш услышит его произношение, скажите что сейчас нужно нажать на картинку, с которой начинается этот слог. БА - БАНАН. Следующий слог - аналогично, и уже через 5-10 раз малыш запомнит этот алгоритм.

2. Склады в словах раскрашены разным цветом.

Черным цветом раскрашен ударный слог, остальные склады просто чередование оттенков зеленого цвета.

Как часто нужно заниматься с ребенком?

Заниматься желательно ежедневно.

10 -15 минут, исходя из желания, настроения и самочувствия ребенка.

Как оплачивается покупка игры?

Игра оплачивается один раз. В дальнейшем, вы можете играть сколько угодно. Нажимая кнопку "Купить" вы переходите на страницу оплаты, где вы можете выбрать любой понравившийся вам способ. Электронные деньги, киви-кошелек, пластиковые карты, отправка SMS и многие другие способы оплаты. После совершения оплаты, у вас появляется возможность играть в полную версию игры. При повторном посещении сайта вам нужно будет просто пройти авторизацию (заполнить в поле входа свой e-mail и пароль, под которыми вы регистрировались на сайте и производили оплату)

Обратная связь

Мы будем рады вашим отзывам и пожеланиям по улучшению работы игры.

Наш электронный адрес [email protected]

Елена Шипицына
Использование игр и игровых приемов при обучении чтению дошкольников в добукварный период

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего обучения . Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых проявляются нарушения чтения . Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, пугают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного у детей.

В своей работе мне пришлось столкнуться со следующим противоречием : между методом обучения грамоте по программе «Радуга» (вначале знакомить с буквой) и признанным методом обучения от звука к букве , способствующим овладению в школе грамотным письмом.

Большинство «элитных» школ принимают только детей, которые уже умеют бегло читать, чтобы избежать нервно-психических перегрузок, неизбежных в том случае, если дети, посещающие детский сад, вынуждены получать дополнительное образование в вечернее время, встала задача создать условия, позволяющие каждому ребенку без дополнительных занятий пройти собеседование в любое, в том числе «элитное» учебное заведение. То есть нужна такая система подачи материалов, которая бы облегчила детям процесс обучения , вызвала интерес к учению в целом и позволила в будущем избегать ошибок в чтении и письме .

В связи с этим моя работа с детьми но теме «Обучение чтению в добукварный период » была направлена на отбор и систематизацию игрового материала по обучению детей грамоте , разработке интересных игр на развитие фонематического слуха.

Мой опыт показал, что обучение дошкольника чтению - это игра взрослого и ребенка, при этом нельзя разделять игру и учение. Детям 5-6 лет сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-то звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность. Подключение зрительного анализатора - вот что помогает в этой работе. А широкое использование игровых приемов обучения , обеспечит успех совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка.

* Обнаружить, что речь состоит из звуков (фонем) ;

* Открыть отношение звука (фонемы) и буквы (графемы) .

Работа над фонемным анализом включает в себя следующие этапы :

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при которой создается модель такой последовательности.

С этой целью, на начальном этапе мы используем с детьми :

игры с перевоплощением, где идет звукоподражание : (давайте превратимся в пчелок и полетаем с цветка на цветок, пожужжим, поговорим на пчелином языке).

«Давай дружжжить. Где ты жжжмвешь?

Я жжживу в этом жжжилище.

Приходи в гости, угощу морожжженым».

Также использую стихи , где можно протягивать звуки :

«Мышшшонку мама мышшшка-шшшептала :

Шшшшалунишшшка.

Шшшумишшшь, шшшуршшшишшь, болтаешшшь.

Ты маме шшшить мешшшаешшшь».

«Рассели картинки в дом» (дети определяют, где «живет» заданный звук в слове и в какой дом его поселить);

«Займи свое место» (учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой).

Используя игровой прием «Куда перелетела пчелка?» дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на схеме с помощью пчелки. Предлагаю им карточку, разделенную на 3 части, и пчелку, затем называю слова, а они должны догадаться, в какой из квадратов перелетит насекомое : если звук в начале слова - в первый квадрат, если в середине - во второй, если в конце - в третий.

Данные упражнения в дальнейшем помогают в звуковом анализе слов.

Для того чтобы ребенок научился выделять без ошибок каждый звук в слове, использую следующие приемы :

Вначале использую фишки одного цвета (белого, а затем трех цветов : красного, синего. зеленого : «ОСА (к-с-к) », «ЖУК (к-с-к) », «ЛЕС (з-к-с) »;

Игровой Прием «Пальчики в гостях у звуков» , позволяет связывать звук с движением пальцев (как по клавишам пианино-по звуковым домикам) с одновременным проговариванием вслух каждого звука.

Например : слово КОТ (пришел левый мизинец под синее окошко, в котором живет звук «К» ; за мизинчиком встал безымянный под красное окошко звука «О» , ротик запел ООО; за безымянным - средний палец под синее окошко, в котором живет звук «Т» , вот и вышло слово КОТ). Данное упражнение подготавливает детей к проговариванию слов во время письма в школе. Проигрывание идет по схеме слова, где синие квадраты обозначают твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, красные - гласные. Проговаривая каждый звук, в дальнейшем ребенок начинает сам печатать букву («одевает» звук).

2. Дифференциация гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове.

Выполняя артикуляционные упражнения и усваивая произношение отдельных согласных и гласных звуков, дети быстро начинают видеть и слышать их разницу - гласные поются, они «певцы» , а согласные во всем и всегда с ними согласны. Гласные сразу учат детей слышать и выделять их звуки в словах, для этого мы играем в такие игры, как «Поймай звук» , «Услышь знакомый звук» , «Звук 1-й, звук последний» , «Найди слово со знакомым звуком» , «Выдели звуки» и др. Эти игры также обучают соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за «певцами» свои первые слова : «ау» , «уа» , «иа» .

На различение гласных и согласных звуков играю с детьми в такие игры : «Называю звук - поднимите фишку» - красную, если звук гласный, синюю, если согласный; «Назовите второй звук» («АХ» , «УТ» , «ХО» и т. д.); «Покажи фишку» - выделение только гласных или только согласных звуков из потока звуков : «а, и, т, р, о, а, е, н, п» ; «Поймай звук» (левой рукой- гласный, правой - согласный : а-а-а-з, т-та; «Кто из гостей произносит последним гласный звук?» - «гав» , «му» , «ку-ка-ре-ку» и т. д.».

Во время знакомства с Принцем Ударение к нам на помощь приходит «Карандашик» . Например, в словах Мила - мила, замок-замок обращаю внимание на то, что Принц Ударение в одинаковых словах ставит свою волшебную ударную палочку то в 1-м слоге, то во 2-м. Так по велению Принца Ударение слова, написанные одинаковыми буквами, становятся с разными значениями.

С детьми мы учимся управлять своим «Карандашиком» , он должен скакать по гласным звукам неотточенной стороной, особенно сильно ударяя по звуку, обозначающему звук-командир (ударный) . Где удар был самый сильный, ставим значок ударение. Для того, чтобы упражнения не были однообразными на «звуковом» же этапе использую :

прием «француз» (По-французски все слова произносятся с ударением на последнем слоге : мама’, папа’, а по - русски)

Напеваем слогушки - частушки : жа-жа, жа-жа-жа - жаба села на ежа, жи-жи, жи-жи-жи - ожидают жаб ужи.

«Без ошибок повтори : «оау» , «оау» , «оау» и т. д» - ударяем голосом один из трех гласных звуков.

«Гласные спорят» :

а) для кого это угощение? (для «А» - каша, вафли, для «У» - сушка)

б) К кому идут гости? (К «Э» - зебра, воробей)

«Подели картинки» - каждой гласной подбирают по 1-2 картинки.

3. Работа над дифференциацией по твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем происходит на основе моделирования схем слов.

При работе над согласными звуками дети отправляются в путешествие по улицам города звуков – Звукаринска, где узнают, что у согласных звуков разные характеры : твердые и мягкие. Твердые звуки - носят синие одежды, но иногда они становятся мягкими звуками и надевают костюм зеленого цвета. Твердохарактерные звуки идут на улицу «Певцов» по синей тропинке, слагая слоги МО, ПА, НЫ - это друзья Тома; но когда согласные звуки смягчаются, идут по зеленой тропинке на улицу «Улыбчивых» звуков и слагают МЁ, ПЯ, НИ - это друзья Тима. Также дети узнают, что есть звуки всегда твердохарактерные - Ш, Ж, Ц; даже с Улыбчивым звуком «И» - они звучат твердо : ЖИ, ШИ, ЦИ, а есть всегда мягкохарактерные звуки - Щ, Ч, даже если они поют песенку со звуками «А» , «У» , то все - равно, звучат мягко : ЧА, ЩУ.

При дифференциации звуков по твердости - мягкости мы играем в такие игры :

«Твердый - мягкий» : у детей фишки синего или зеленного цвета, они подходят к наборному полотну и выбирают соответствующую картинку.

«В слове слог договори, будь внимательным смотри!»

Добавь слог «НА» или «НЯ» : Зи_, ня_, Та_, спи_, вес_.

добавь звук «Т» или «Т"» : сала_, крова_.

Братья Тим и Том постоянно вовлекают детей в свой вечный спор :

«Чей это звук?» , «Чье это слово?» . детям очень нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

Для того, чтобы детям было интересно и материал запоминался легче, я стараюсь преподнести его в необычной форме. Например : на занятие кто-то из персонажей приносит и раздает детям фишки красного, синего, зеленого цвета, с колокольчиком и без него, в зависимости от качественной характеристики изучаемых звуков (парные согласные по звонкости-глухости всегда даю в паре) .

«Магазин» : Тим и Том - продавцы, чеки - схемы слов.

«Живое слово» : После звукового анализа слова дети «становятся звуками» этого слова, располагаются в нужной последовательности и выбирают нужные цвета. Остальныс дети проверяют правильность «живой» схемы. По аналогии можно проводить работу со слогами

При обучении чтению - первым этапом является чтение открытых слогов : ПА, РУ, ТИ и т. п. На этом же этапе я ввожу сказочный атрибут - шапку

невидимку, которая, то скрывает, то выставляет какую - либо букву.

Например : было слово БАЛ, шапка - невидимка спрятала букву «Л» , остался слог БА, но она пожалела слово и прислала букву «К» , получилось новое слово БАК, а затем (БАС, БАР, БОР) .

На следующем этапе : чтения двусложных слов - шапка - невидимка может спрятать целый слог и тогда у детей получается прочитать разнообразные слова. Например, пар. .(та, мар. .(та, кар. .(та) .

С шапкой - невидимкой мы с детьми играем в разные игры со словами, где требуется подобрать буквы, чтобы получилось новое слово или заменить букву на другую. Например : игра «Угадай слово» , где меняем или гласную, или согласную букву. (Пальчики заменят точки буквами, глазки

слова прочтут). Например, сок; *у*; **х; *о*; м.

Чтобы разнообразить занятие - большие возможности дает работа со слоговыми таблицами. Цель, которых отработать умение соотносить звук и букву, сравнить звучание твердых и мягких согласных, упражнять в чтении слогов с ними .

«Прыгаем по кочкам» , где дети читают слоги за указкой.

«Придумай слово» : показываю слог в таблице, а дети придумывают с ним слова.

«Угадай слово» : последовательно показываю слоги «набирая» слово.

«Найди пару» : один ребенок читает слог с твердым согласным, а второй должен прочитать с одноименным мягким согласным.

«Лесная школа» : предлагаю показать, как бы прочитал слог тот или иной зверь. Ребенок читает его, стараясь голосом передать характер животного.

Организованная таким образом работа позволяет моим воспитанникам быстрее осваивать процесс обучения чтению , они реже допускают наиболее распространенные ошибки в пропуске и перестановке букв, грубые искажения букв при написании. Дети не застревают на этапе слогового чтения , быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами . У них формируется интерес к языку и его законам (орфографическим правилам) . И, наконец, самое главное, - занятия чтением не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психологического развития детей.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).

В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

"Уроки логопеда"

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

"Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю"

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

"Логопедия"

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

"Первая после Букваря книга для чтения"

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.

Загрузка...
Top