Наименование операции советских партизан в сентябре. Наиболее крупные операции партизан. Звездный час Старинова — операция «Концерт»

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

Партизанская операция «Концерт»

1943 год вошел в историю партизанской борьбы как год массированных ударов по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск. Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях - «Рельсовая война» и «Концерт». «Концерт» - это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 г.

Положительные результаты операции «Рельсовая война» дали основание для разработки последующих операций аналогичного типа. В начале сентября 1943 г. начальник (ЦШПД) при Ставке Верховного Главнокомандования утвердил План операции по уничтожению железнодорожных путей противника (операция «Концерт»). Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т.д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение партизан производству подрывных работ.


Начальник Центрального штаба партизанского движения
при Ставке Верховного Главнокомандования
генерал-лейтенант
П.К. Пономаренко
Цель операции - массовым выводом из строя больших участков железных дорог в тылу восточного фронта немецко-фашистских войск от Карелии до Крыма затруднить оперативные перевозки войск, боевой техники и других материальных средств врага. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.

К участию в операции привлекались 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тыс. рельсов.

На территории Белоруссии в операции участвовало около 92 тыс. партизан; им предстояло подорвать 140 тыс. рельсов. Центральный штаб партизанского движения предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам - по 20 т.

Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и в ночь на 19 сентября, когда Красная Армия, освобождая Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, приступила к её осуществлению. Только партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали 19 903 рельса.



Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область. Сентябрь 1943 г.

Уже в 6 часов утра этого числа дирекция германских государственных железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…».

Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотна. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубине свыше 400 км. Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов.

Немецко-фашистское командование предприняло отчаянные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам. Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население.


Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно

Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии.

Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Особенно много было разрушено рельсов на таких участках, как Лунинец - Калинковичи (41 781), Псков - Дно (23 887), Полоцк - Молодечно (21 243), Ленинград - Псков (17 659), Могилев - Жлобин (15 074), Кричев - Унеча (12 204), Орша - Минск (7982), Брянск - Унеча (7031). Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А.И. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. двухосных платформ и сотни локомотивов.

По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. авиационных бомб.

Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника - железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу.

Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага. Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре-октябре 1943 г. в результате действия партизан значительно снизилась. По некоторым оценкам, она снизилась на 35-40%, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

В конечном итоге переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. Операция «Концерт» активизировала борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории. В ходе её усилился приток местного населения в партизанские формирования.

Партизанская операция «Концерт»


Партизаны - люди, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником - диверсионные бригады в тылу врага. Русские партизаны нагоняли ужас на захватчиков во все времена. В ходе Великой Отечественной войны массовое сопротивление населения фашистам, боевые и диверсионные действия партизан имели важное значение: партизаны уничтожали крупные фашистские гарнизоны, минировали рельсы и подрывали мосты и склады фашистов.

1943 год вошел в историю партизанской борьбы как год массированных ударов по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск.

Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях — «Рельсовая война» и «Концерт».
«Концерт» - это условное наименование операции советских партизан осенью 1943 года.
В операции участвовало 193 партизанских соединения (бригады и отдельные отряды, всего свыше 120 тысяч человек). Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения.
Задачей операции «Концерт» являлся вывод из строя больших участков железнодорожных путей с целью срыва воинских перевозок противника.
В «Концерте» участвовало 193 партизанских соединения - всего свыше 120 тысяч человек! Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения.

Каждое партизанское соединение получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. д.
Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение партизан производству подрывных работ.

Партизанские соединения осенью 1943 года буквально обрушились на железнодорожные коммуникации противника.
Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября, разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотка.
Командование немецких войск, потрясенное масштабом партизанской операции "Концерт", предприняло колоссальные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам.
Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны снова и снова подрывали отремонтированные участки.


В ходе операции "Концерт" только на одном белорусском направлении партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Все это вызвало серьезное осложнение в перевозках немецко-фашистских войск.

Рассмотрим теперь наиболее крупные операции осуществленные в ходе партизанского движения в годы Второй мировой войны.

4.1. Рельсовая война.

Рельсовая война это крупная операция проведённая советскими партизанами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 - в августе - сентябре 1943 на оккупированных территориях РСФСР, БССР и части УССР с целью вывода из строя ж.-д. коммуникаций противника. В июне 1943 ЦК КП(б) Белоруссии выдвинул план одновременного массового разрушения участков железных дорог на оккупированной территории республики. Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) привлек к выполнению этого плана, кроме партизан Белоруссии, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки Верховного Главнокомандования по завершению разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве, проведению Смоленской операции 1943 и наступления с целью освобождения Левобережной Украины.

Восстановленный в мае 1942 года Центральный штаб партизанского движения приступил к разработке плана первой операции партизан на железнодорожных коммуникациях противника стратегического масштаба. В основу плана операции было положено Постановление ЦК КП(б) Белоруссии "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "Рельсовой войны", т.е. разрушением рельсового полотна минно-взрывным и другими способами. В приказе начальника ЦШПД от 14 июля 1943 года "О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага" указывалось, что "огромный рост и размах партизанского движения позволяет в настоящее время наносить массированные повсеместные удары по железным дорогам с целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на фронтах". Возможность достижения стратегической цели - полной дезорганизации железнодорожных коммуникаций в тылу противника не вызывала сомнений ни в органах управления партизанским движением, ни в самих партизанских отрядах. Однако способ достижения цели - подрыв двухсот тысяч рельсов встретил возражения.

На 1 января 1943 года протяженность эксплуатировавшихся противником железных дорог достигла 34 979 км, что составляло 2 798 320 штук рельсов, закрепленных на полотне железной дороги (длина рельса в то время равнялась 12,5 м). Сотни тысяч рельсов находились в резерве для замены. Поэтому данный способ достижения цели операции, по мнению военных специалистов по диверсиям, был не вполне целесообразным. Так, техническим отделом Украинского штаба партизанского движения под руководством заместителя начальника Украинского ШПД по диверсиям полковника И.Г. Старинова с помощью Центрального управления военных сообщений РККА были проведены расчеты эффективности разрушения 85 - 90 тысяч рельсов, предназначенных согласно плану операции к подрыву партизанами Украины. Расчеты показали, что указанное количество рельсов составляло всего 2% от 4 000 000 штук рельсов, имевшихся на оккупированной части Украины, а потратить на их подрыв необходимо было все имевшиеся минно-взрывные средства. Справка ВОСО утверждала, что противник не испытывает недостатка в рельсах и даже отправляет часть их на переплавку и что наиболее уязвимым местом в немецкой системе железнодорожных коммуникаций являются паровозы, которых на всей оккупированной части СССР имеется менее 5 000. Эта оценка подтвердилась впоследствии немецким исследователем в этой области Г. Теске, который писал, что Германия "располагала в 1939 году гораздо меньшим парком паровозов и вагонов, чем кайзеровская империя в 1914. Виной этому была переоценка мотора. Полностью исправить эту ошибку не удалось и в ходе самой войны". Подрыв рельсов, кроме того, вызывал перерыв в движении только на время, необходимое для их замены (несколько часов), при этом существенно затрудняя нормальную эксплуатацию железнодорожных путей после освобождения территории от немцев. В конечном итоге Украинскому штабу партизанского движения удалось добиться права приступить к подготовке операции, сосредоточив основные усилия на устройстве крушений воинских эшелонов, т.е. выводить из строя поезда противника, а не подрывать рельсы. 30 мая 1943 года ЦК КП(б)У принял решение начать не "рельсовую войну", а "войну на рельсах".

Проведение операции планировалось в три этапа, каждый по 15-30 суток. Операцию намечалось начать ориентировочно 1-5 августа 1943 года внезапным нанесением первого стратегического массированного удара, подорвав одновременно 26 000 рельсов. В первые 15 суток должны были быть разрушены основные железнодорожные коммуникации в тылу группы армий "Центр". В дальнейшем предполагалось нанести несколько других массированных ударов и, парализовав движение на остальных железнодорожных коммуникациях, в последующем перейти к систематическим диверсионным действиям по воспрещению работы железнодорожных коммуникаций в тылу противника. Создаваемая для проведения операции группировка партизанских сил включала 167 партизанских бригад, отдельных отрядов и групп общей численностью 95 615 человек, развернутая на территории протяженностью свыше 1 000 км по фронту и в глубину от линии фронта до западной границы СССР, что говорило о стратегическом масштабе и специальном характере группировки. Имевшаяся в тылу противника партизанская группировка была уже настолько мощной, что партизанские формирования располагались вблизи большинства важнейших железнодорожных коммуникаций. Поэтому передислокация партизанских формирований при необходимости осуществлялась на расстояние 70-80 км и лишь иногда - более 100 км.

Для выполнения задач по подрыву рельсов и других объектов на железных дорогах в тыл к партизанам необходимо было дополнительно доставить 200-250 тонн взрывчатых веществ. Основная трудность при подготовке операции заключалась в необходимости выделения летного ресурса транспортных самолетов Ли-2 или Си-47 для доставки необходимых грузов.

Так, переброска в тыл противника взрывчатых веществ и других средств потребовала 400 самолето-вылетов в течение июля-августа, в том числе 180 самолето-вылетов в течение 5-6 дней, начиная с 12 июля для подготовки к первому диверсионному удару. Существенная зависимость успеха операции от действий авиации подтвердила значительное влияние данного фактора на масштаб и содержание диверсионных и других специальных действий в тылу противника. Необходимость переброски для партизан в тыл противника многих сотен тонн грузов потребовала централизованного и систематического применения авиационных соединений и частей. К середине 1943 года в интересах партизан действовали две авиатранспортные дивизии, двенадцать отдельных авиаполков, несколько полков авиации дальнего действия, эскадрильи фронтовой и армейской авиации и авиации воздушно-десантных войск. Всего за годы войны к партизанам было совершено 109 тысяч самолето-вылетов, 96% полетов было совершено ночью. Использование авиации в интересах партизан выявило ряд существенных требований и особенностей боевого применения авиационных сил и средств.

Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на «лесных курсах» проводились занятия по минноподрывному делу, на местных «заводах» добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население.

В первую же ночь три действовавшие в полосе Волховского фронта бригады вывели из строя 1032 рельса. На Витебской дороге между станциями Чолово и Торковичи отряды 11-й бригады взорвали 436 рельсов. Около станции Плюсса Варшавской железной дороги отряды 5-й бригады уничтожили 286 рельсов. А отряды 2-й бригады в районе Заречья взорвали мост и 310 рельсов.

Надо сказать, что первый массированный удар по железнодорожным магистралям ленинградские партизаны нанесли вслед за орловскими и на несколько дней раньше основных сил, принявших участие в Рельсовой войне, - на территории других областей эту операцию начали в ночь с 3 на 4 августа. К этому времени сила ударов по вражеским:коммуникациям под Ленинградом заметно возросла, Рельсовая война стала не краткосрочной кампанией, а постоянной формой борьбы с врагом. Диверсии организовывали не только партизанские подразделения, но и межрайонные подпольные партийные центры. Например, Кингисеппский центр провел серию ударов по Балтийской дороге, которую гитлеровцы считали до этого "спокойной", а Псковский - по дороге Псков - Веймарн, Южнее зоны действий 2-й ЛПБ, Несмотря на все принимавшиеся меры, обезопасить свои железнодорожные коммуникации гитлеровцы уже не могли.

Результаты первого удара и дальнейших диверсионных действий в течение августа оказали значительное влияние на работу железных дорог, однако полностью парализовать движение не удалось. В журнале военных действий ставки верховного командования вермахта после первого массированного удара отмечается:"4 августа. Восток. Движение по железным дорогам на Востоке часто прекращается из-за подрыва рельсов (в районе группы армий "Центр" 3 августа произошло 75 больших аварий и 1 800 взрывов). Движение поездов в районе группы армий "Центр" прекращено с 4 августа на 48 часов".

О масштабах "рельсовой войны" под Ленинградом говорят такие цифры: в августе партизаны подорвали свыше 11 тысяч рельсов (это равносильно полному, уничтожению железнодорожного полотна на всем протяжении дороги от Ленинграда до Луги), уничтожили 20 железнодорожных мостов, 34 километра телеграфно-телефонной связи, пустили под откос 21 вражеский поезд. На станциях образовывались гигантские пробки, Эшелоны, ожидавшие восстановления пути, становились прекрасной мишенью для ударов нашей авиации. В конце месяца в Пскове, например, воздушной атаке подверглись сразу 50 застрявших на станции составов. А битва на рельсах между тем еще только разгоралась. К середине ноября общее количество уничтоженных ленинградскими партизанами рельсов перевалило за 52,5 тысячи. Это значит, что из строя был выведен путь общим протяжением более чем 650 километров.

В первых числах ноября партизаны перехватили у деревни Зрячая Гора Карамышевского района большую партию писем гитлеровских солдат к своим родственникам и знакомым.

Мощный удар по железнодорожным линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

Всего с 20 июля по 16 сентября 1943 года по данным оперативного отдела ЦШПД в ходе операции "Рельсовая война" было выведено из строя 214 705 штук рельсов, что составляло 4,3% всех рельсов на эксплуатируемых участках железных дорог. По итогам прошедшей операции руководством ЦШПД были сделаны некоторые выводы, и в ходе следующей операции на железнодорожных коммуникациях "Концерт", продолжавшейся с 20 сентября по 30 ноября 1943 года, диверсионные действия партизан в большей степени были нацелены на вывод из строя подвижного железнодорожного состава противника. Одновременно в течение сентября - ноября 1943 года по плану ЦШПД проводилась специальная операция "Пустыня" по разрушению системы водоснабжения на железнодорожных коммуникациях. В результате операции было выведено из строя 43 водокачки. Однако значительное снижение боевых возможностей по совершению диверсий из-за недостатка минно-взрывных средств не позволило партизанским формированиям парализовать работу железнодорожных коммуникаций противника.

География операции

В операции участвовало 193 партизанских формирования (свыше 120 тысяч человек) Белоруссии , Прибалтики , Карелии , Крыма , Ленинградской и Калининской областей. Протяжённость операции но фронту около 900 километров (исключая Карелию и Крым) и в глубину свыше 400 километров. Данная операция была тесно связана с предстоявшим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и Битвой за Днепр . Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения.

Цель операции

Вывод из строя больших участков железнодорожных путей с целью срыва воинских перевозок противника.

Подготовка операции

Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу. Было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. В связи с ухудшением метеоусловий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50 процентов запланированных грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября .

Ход операции

Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября . Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки.

Результаты операции

В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов. Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 эшелон, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действия партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Советской Армии .

Литература

  • Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.- / Гл. ред. М.М. Козлов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1985. -832 с. с илл., 35 л. илл.
  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н.С. Конарев. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. ISBN 5-85270-115-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Операция "Концерт"" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт (значения). Операция «Концерт» Великая Отечественная война Дата 19 сентября конец октября 1943 … Википедия

    Великая Отечественная война Дата 3 августа 15 сентября 1943 Место Белорусская ССР, Ленинградская область … Википедия

    Великая Отечественная война Дата сентябрь ноябрь 1943 Место Белорусская ССР, Ленинградская область, Калининская область … Википедия

    Операция «Концерт» кодовое наименование операции советских партизан проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Содержание 1 География операции 2 Цель операции 3 Подготовк … Википедия

    - «КОНЦЕРТ», наименование операции советских партизан 19.9 конец октября 1943 во время Великой Отечественной войны по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территории Белоруссии, Карелии, Литвы, Латвии, Эстонии,… … Энциклопедический словарь

    ОПЕРАЦИЯ «С НОВЫМ ГОДОМ», Россия, СТВ/Никола фильм, 1996, цв., 93 мин. Новогодняя комедия. Фильм «Операция «С Новым годом!» разочаровал многих поклонников «Особенностей национальной охоты». И в самом деле: на месте бурлескной комедии с крепкими… … Энциклопедия кино

    I Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto концерт, гармония, согласие, от лат. concerto состязаюсь) музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю,… … Большая советская энциклопедия

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Великая Отечественная война Дата 26 августа 1943 30 сентября 1943 Место … Википедия

    Советские партизаны в Белоруссии, 1943 год Советские партизаны составная часть антифашистского движения Сопротивления[уточнить], которые боролись методами партизанской войн … Википедия

Книги

  • Дорога на Берлин. "От победы к победе" , Исаев Алексей Валерьевич. Ночь на 12 января 1945 года. Красная Армия готова перейти в решающее наступление на Висле. Шум моторов в последних перегруппировках на Сандомирском плацдарме маскируют громкой музыкой через…

И Калининская области

Причина Итог

Цели операции достигнуты

Изменения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Противники Командующие Силы сторон Потери

Операция «Конце́рт» - кодовое наименование операции советских партизан , проводившейся с 19 сентября по конец октября года, продолжение операции «Рельсовая война» .

География операции

В операции участвовало 193 партизанских формирования (свыше 120 тысяч человек) Белоруссии , Прибалтики , Карелии , Крыма , Ленинградской и Калининской областей. Протяжённость операции по фронту около 900 километров (исключая Карелию и Крым) и в глубину свыше 400 километров. Данная операция была тесно связана с предстоявшим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и Битвой за Днепр . Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения .

Цель операции

Вывод из строя больших участков железнодорожных путей с целью срыва воинских перевозок противника.

Подготовка операции

Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу. Было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. В связи с ухудшением метеоусловий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50 процентов запланированных грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября .

Ход операции

Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября . Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки.

Результаты операции

В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов (из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года ). Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 эшелон, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии .

Как отмечал известный советский диверсант Илья Старинов , переключение основных усилий партизан на уничтожение рельсов при недостатке взрывчатки (из-за которого пришлось отменить зимний этап операции) привело к сокращению крушений поездов и в итоге способствовало увеличению пропускной способности дорог, но затруднило их восстановление Красной Армией в ходе наступления .

Напишите отзыв о статье "Операция «Концерт»"

Примечания

Литература

  • «Концерт» // / под ред. М. М. Козлова . - М .: Советская энциклопедия , 1985. - С. 367. - 500 000 экз.
  • Рельсовая война // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев . - М .: Большая Российская энциклопедия , 1994. - С. 363. - ISBN 5-85270-115-7.

Отрывок, характеризующий Операция «Концерт»

– Пожалуйста, помоги мне…
И, хотя она не открывала рта, я очень чётко слышала слова, просто они звучали чуть-чуть по-другому, звук был мягким и шелестящим. И тут я поняла, что она говорит со мной точно так же, как я уже слышала раньше – голос звучал только в моей голове (что, как я позже узнала, было телепатией).
– Помоги мне… – опять тихо прошелестело.
– Чем я могу вам помочь? – спросила я.
– Ты меня слышишь, ты можешь с ней говорить… – ответила незнакомка.
– С кем я должна говорить? – поинтересовалась я.
– С моей малышкой, – был ответ.
Её звали Вероника. И, как оказалось, эта печальная и такая красивая женщина умерла от рака почти год назад, когда ей было всего лишь тридцать лет, и её маленькая шестилетняя дочурка, которая думала, что мама её бросила, не хотела ей этого прощать и всё ещё очень глубоко от этого страдала. Сын Вероники был слишком маленьким, когда она умерла и не понимал, что его мама уже никогда больше не вернётся… и что на ночь теперь его всегда будут укладывать уже чужие руки, и его любимую колыбельную будет петь ему какой-то чужой человек… Но он был ещё слишком мал и не имел ни малейшего понятия о том, сколько боли может принести такая жестокая потеря. А вот с его шестилетней сестрой дела обстояли совершенно иначе... Вот почему эта милая женщина не могла успокоиться и просто уйти, пока её маленькая дочь так не по-детски и глубоко страдала…
– Как же я её найду? – спросила я.
– Я тебя отведу, – прошелестел ответ.
Только тут я вдруг заметила, что, когда она двигалась, её тело легко просачивалось через мебель и другие твёрдые предметы, как будто оно было соткано из плотного тумана... Я спросила, трудно ли ей здесь находиться? Она сказала – да, потому что ей давно пора уходить… Ещё я спросила, страшно ли было умирать? Она сказала, что умирать не страшно, страшнее наблюдать тех, кого оставляешь после себя, потому, что столько ещё хочется им сказать, а изменить, к сожалению, уже ничего нельзя... Мне было очень её жаль, такую милую, но беспомощную, и такую несчастную... И очень хотелось ей помочь, только я, к сожалению, не знала – как?
На следующий день я спокойно возвращалась домой от своей подруги, с которой мы обычно вместе занимались игрой на фортепиано (так как своего у меня в то время ещё не было). Как вдруг, почувствовав какой-то странный внутренний толчок, я, ни с того ни с сего, свернула в противоположную сторону и пошла по мне совершенно незнакомой улице... Шла я недолго, пока не остановилась у очень приятного домика, сплошь окружённого цветником. Там, внутри двора, на маленькой игровой площадке сидела грустная, совершенно крошечная девочка. Она была скорее похожа на миниатюрную куклу, чем на живого ребёнка. Только эта «кукла» почему-то была бесконечно печальной... Сидела она совершенно неподвижно и выглядела ко всему безразличной, как будто в тот момент окружающий мир для неё просто не существовал.
– Её зовут Алина, – прошелестел внутри меня знакомый голос, – пожалуйста, поговори с ней...
Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных – как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно.
Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы:
– Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся.
Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила – будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала:

Загрузка...
Top