Можно ли православным есть халяльную или кошерную пищу. Халяль – что это и значение слова, особенности промышленного производства мяса и продуктов питания

От редакции : Эту статью протоиерей Андрей Новиков прислал нам в редакцию, сопроводив следующим письмом, которое важно для понимания обстоятельств появления публикуемой статьи, поэтому его стоит привести: «Ув. редакция " "! У Вас . В связи с тем, что на эту статью мною в свое время был дан о. Д. Дунаеву ответ, думаю, было бы честным дать и мою статью, на которую, кстати, сам о. Д. Дунаев прореагировал следующим образом: "Христос воскресе! Дорогой отец Андрей! Я по-своему рад, что Вы воскресили эту погребённую в архивах Форума тему! Но все, в том числе и я, давно уже поостыли и позабыли эту дискуссию! Евреи себе мирно хрумтят кошерной пищей, а мы, показывая им язык, прочитав "Отче наш", едим свинину! А Ваша статья очень интересна и заслуживает внимания! В ней ни к чему не придерёшься, но иногда в жизни не всё складывается канонически, ведь и кодификация канонов давно уже не проводилась, меня по канонам давно пора лишить сана за нарушения канонического возрастного ценза - рукоположения в иереи раньше 30 лет. Спасибо за хорошее обличение! С любовью о Господе, Д.Д."».

Прежде, чем рассматривать статью о. Дионисия Дунаева, с которым я знаком достаточно давно, считаю необходимым вспомнить о том, что такое «кошерная пища» в понимании современного талмудического иудаизма.

Именно так - современного. Ибо в древнем иудаизме, как справедливо замечает автор статьи «Как относиться к кошерной пище?», под кошерным подразумевалось «дозволенное в употребление для евреев», т.е. вся та пища, которая выделялась во времена Ветхого Завета как «чистая». Сюда входили различные виды животных, мясо которых израильтяне могли вкушать в отличие от мяса животных «нечистых». Но, к сожалению, автор упомянутой статьи, практически, совершенно игнорирует новый смысл кошерной продукции, придаваемый ей в наши дни. Лишь в самом последнем абзаце он замечает: «Пометка «кошерный продукт» стоит... из коммерческих соображений. Любая солидная компания хочет привлечь к своей продукции максимальное число покупателей, и с этой целью, возможно, даже платит синагоге, чтобы та признала упоминаемую продукцию пригодной в употребление иудеям...».

Итак, мы видим, что «кошерная» продукция сегодня - не просто определенные виды пищи, разрешенные в употребление Моисеевым Законом. Различие кошерной пищи от некошерной уже не заключается в различии «чистой» говядины от «нечистой» свинины. Бывает и говядина «нечистая», запрещенная, «некошерная».

Суть кошерной продукции состоит в том, что производящая ее компания платит с каждой проданной единицы своего товара налог в пользу разных иудаистских раввинистических организаций. В частности, 80% от мирового «кошерного» сбора поступает на содержание Союза Ортодоксальных Еврейских Конгрегаций. То есть любой кошерный продукт изначально направлен на поддержку талмудического иудаизма. В этом его суть. А это значит, что, уже хотя бы по этой причине, такой продукт религиозен. Деньги, заплаченные за него, являются заведомым пожертвованием на чужую, враждебную Православию, религию. Поэтому совершенно неуместно сравнение о. Дионисия: дескать, как проверишь бензин, который заливаешь в бак своей машины - а вдруг он из какой-нибудь исламской страны? Здесь на лицо явное нарушение законов логики, подмена предмета разговора. Ведь речь идет совсем не о вероисповедании производителя...

Но есть еще и другой аспект. Вот, что пишет американская газета «Truth at Last» (N 340) о контроле за производством кошерной продукции: «Группа раввинов-специалистов посещает завод-производитель и составляет подробный отчет относительно деталей производства по каждому из специально предусмотренных пунктов. При этом производителю иногда приходится изменить состав компонентов, чтобы обеспечить их соответствие кошерным нормам, иногда должно быть закуплено новое оборудование». Таким образом, даже сама технология производства кошерной пищи должна быть выдержана в строгих рамках талмудических предписаний. Думается, комментарии излишни - мы имеем дело с иудейским религиозным продуктом.

Насколько я понял о. Дионисия, он призывает православных христиан не испытывать никаких сомнений насчет употребления кошерной пищи - в этом нет никакого греха. Удивительно, что это звучит из уст православного священника, который первым должен оберегать своих чад духовных от всякого соблазна и быть блюстителем святых канонов Православной Церкви. Кстати, о канонах. Во всей рассматриваемой статье не найдешь ни одной ссылки ни на каноны, ни на слова или примеры святых отцов...

Есть ли в каноническом праве Святой Церкви какое-либо указание, которое могло бы дать четкий ответ на обсуждаемый вопрос? Да, есть. Вот что читаем в 70 правиле святых апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Понятно, что в апостольские времена не было кошерной пищи в современном понимании этого слова. Но дух правила ясен: под страхом извержения из сана (для священно- и церковно-служителей) и анафемы (для мирян) запрещается не только вкушать, но даже принимать (что делаем мы, если покупаем кошерное) любой религиозный иудейский продукт.

А 11 канон VI Вселенского Собора, под той же угрозой извержения-отлучения, запрещает не то что жертвовать на содержание талмудистов с их синагогами и антихристианскими учреждениями, но даже «вступать в содружество с ними»!

В начале статьи «Как относиться к кошерной пище?» ее автор сокрушается: как это могут по храмам Киева вывешивать объявления, осмеливающиеся не только запрещать верующим употреблять «кошерные продукты», но даже безграмотно именовать «кошерное» жертвенным? Более того, некоторые даже называют такие продукты идоложертвенными!

Безусловно, нельзя говорить о том, что кошерная продукция окропляется кровью жертвенных животных, а тем более, что она является идоложертвенной. Тут можно согласиться с автором рассматриваемой статьи. Но, с другой стороны, кошерную пищу в определенном смысле можно назвать жертвенной, потому что покупка ее - жертва на синагогу. Да и, в духовном смысле, продукцию эту можно сравнить с идоложертвенной. Что идольские жертвы, что нечестивые иудейские «плоды» - согласно святым канонам, одинаково оскверняют человека и ведут его в погибель. Но и с этим не согласен автор обсуждаемой статьи. Добрая половина ее посвящена доказательству того, что «вкушать можно любую пищу», в том числе и идоложертвенную.

Автор исходит из того, что «христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть». С этим, разумеется, никто не спорит. Понятно, что оскверняет христианина не кусок мяса сам по себе, а его посвященность демонам: когда человек вкушает пищу, зная, что она идоложертвенна, он впадает в тяжкий грех и его совесть уже не может быть чиста ни перед Богом, ни перед теми людьми, губительный пример которым он подает.

Не к чему и приводить в подтверждение допустимости вкушения идоложертвенной пищи 8 и 10 главы 1 послания святого апостола Павла к Коринфянам. Они заключают очень тонкое богословие, и понимать их содержание как принципиальное одобрение вкушения идоложертвенного - значит уподобляться протестантам, именно так, прямолинейно и по собственному разумению, толкующим Священное Писание.

Толкованию указанных мест пришлось бы посвятить не одну страницу, т.е. написать отдельную работу. Сейчас же лишь хотелось бы заметить, что любое толкование любых отрывков из Библии должно находиться в контексте всего учения и традиции Святой Православной Церкви. Вот лишь два небольших примера, не оставляющих и тени сомнения относительно того, как христианин (а тем более священнослужитель) должен относиться к идоложертвенной пище и чем она является для него.

Прежде всего - голос Священного Писания. В 15 главе книги Деяний святых апостолов повествуется об Апостольском Соборе, созванном для решения вопроса о необходимости христианам из язычников соблюдать Закон Моисеев. В решениях этого Собора, в частности, говорится: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда...» (Деян. 15, 28-29). Итак, воздержание от идоложертвенного перечисляется среди самого необходимого для христианина, а невоздержание, соответственно, приравнивается к блуду (ибо первое - блуд духовный)! Это является волей Господа Святого Духа, которую никто не может отменить. Очень ярко выражается великий отец и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст в своем толковании приведенного текста книги Деяний: «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло».

Второй пример - житие святого великомученика Феодора Тирона. В нем описывается случай, произошедший во времена нечестивого императора Юлиана Отступника (361-363), возомнившего было реанимировать язычество в Римской Империи. Дадим слово житию:

«... Сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту... И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему, ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Приказание царя было исполнено... Но Всеведущий Господь... послал к константинопольскому архиепископу... святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном царствии. Святой Феодор явился... наяву и сказал:
«Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью... Дай им коливо, ты избавишь их от затруднений!»».

Архиепископ так и поступил, и, таким образом, православные христиане были сохранены от осквернения.

Мы видим, что вкушение (даже невольное!) идоложертвенной пищи называется прямо осквернением, что такая пища является оскверненной, и что, принимая ее, христианин становится некоторым образом причастным к самим идольским жертвам, «от которых христиане всегда обязаны воздерживаться».

О всем великом значении описанного эпизода жития святого Феодора Тирона говорит следующее. Во-первых, для того, чтобы уберечь свое верное стадо даже от неведомого ему вкушения идоложертвенного, Господь сверхъестественным, чудесным образом воспрепятствовал осквернению христиан, послав к ним на землю Своего великого угодника (что, согласитесь, происходит не часто). А во-вторых, в память описанного события в Церкви был установлен особый чин освящения колива в каждую первую субботу Великого Поста. Чин этот совершается и поныне, о нем хорошо знают практически все православные христиане. Из года в год повторяя его, священник, если угодно, сакраментально отвергает идоложертвенное.

Подводя итог всему сказанному, с особой настойчивостью хочется повторить: любые построения и рассуждения, касаются ли они вопросов богословских, или церковной практики, необходимо строить на твердом фундаменте неповрежденного свято-отеческого Православия, ни на йоту не отступая от истинного понимания Священного Писания, от Божественных канонов, дорожа всей полнотой данной нам Богом Церковной Традиции.

Протоиерей Андрей Новиков , кандидат богословия, секретарь Одесского епархиального управления

Увидев на прилавке продукт со пометкой «Халяль» (Halal, Халал), несведущий человек вряд ли придаст этому значение, приняв эту надпись за простой знак фирмы. На самом деле стоило бы задуматься, т.к. это слово (от арабского al-halal — разрешенное) означает, что сей продукт не нарушает исламских запретов («харам»). Сегодня мы узнаем, что это за запреты, и можно ли нам, православным, вкушать халяльную еду.

Что такое халяльная пища?

В исламе «халяль» означает разрешенную к употреблению еду. В основном это относится к мясу.

У мусульман запрещены:

  • свинина,
  • мясо с кровью,
  • животные, которые умерли своей смертью,
  • мясо животных, которые забивались без имени Аллаха.

Есть ещё некоторые особенности: например, нельзя, чтобы животные были задушены, нельзя употреблять некоторые части животных (гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь и пр.), нельзя употреблять в пищу плотоядных наземных животных (тигр, волк и др.).

Эксперты Комитета приготовления мяса по стандарту «Халяль» рассказывают об алгоритме производства:

  1. Забивающий должен быть совершеннолетним мусульманином. Хотя некоторые источники говорят о разрешении забивания животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами. (Только непонятно, как в таком случае осуществляется следующий пункт.)
  2. Животное должно быть в сознании, чувствовать боль. Оглушение перед забоем не допускается.
  3. При забивании животного произносится молитва «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»).
  4. Одновременно у животного перерезается горло и спускается основная часть крови.

Магазины с халяльной едой

Впервые законно халяльная пища появилась в столице нашей Родины в 80-х годах прошлого века в киоске при Соборной мечети. Сегодня же открываются всё новые торговые точки с халяльной продукцией в каждом районе Москвы. Халяльное мясо весьма популярно среди потребителей, т.к. считается одним из наиболее безопасных продуктов. Изначально предполагается, что животное должно быть выращено на экологически чистом корме без применения гормонов и др. вредных добавок.

Мы можем встретить пометку «халяль» и на кондитерских изделиях. В данном случае она означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.

Надо сказать, что халяльная еда стоит дороже обычной. С этим связаны случаи подделок халяль-продуктов, когда, например, в т.н. халяльных пельменях была найдена свинина. Поэтому теперь, чтобы на продукте была пометка «халяль», необходимо получить специальный сертификат.

В Польше запрещено убивать скот халяльным путём

С 2013 года Правительство Польши запретило ритуальный забой скота — мусульманский халяль и иудейский кашрут. Это вызвало недовольство тех стран, которым Польша поставляла мясо, соответствующее ритуальным правилам забоя для иудеев и мусульман, а также еврейских и мусульманских организаций внутри самой страны.

Обоснование запрета — противоречие такого способа умерщвления животных конституции Польши. Ритуальный забой скота без оглушения животных считается жестоким, защитники прав животных категорически против этого. Заметим, что для стандартов халяль и кашрут животное, как было сказано выше, при забое должно быть в сознании и чувствовать боль.

Польша до 2013 года — один из крупнейших стран-экспортеров халяльного и кошерного мяса. Запрет производства такой продукции предвещал миллионы долларов убытка для этой европейской страны. Однако этот факт не заставил Польшу изменить взгляды и отменить данное постановление Конституционного Суда.

Фредерик Фред , глава одного из французских обществ защиты животных, рассказал в одном из интервью о процессе ритуального забоя скота: «Это связано с бОльшим страданием. Я регулярно бываю на бойнях и могу сказать, что, когда видишь быка, которому перерезают горло, становишься свидетелем агонии животного. Шокирует в первую очередь не сам акт перерезания горла, но агония животного в результате этого, которая может длиться до 14 минут».

Можно ли употреблять в пищу «халяль» православным христианам?

Теперь, когда у нас есть достаточно информации о халяльной пище, переходим к ответу на главный вопрос: можно есть халяль православным или нет? Для этого сначала разберёмся, является ли халяльная еда идоложертвенной?

Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.

Таким образом, халяльное мясо идоложертвенным не считается в библейском понимании (в отличие от ритуально забитого барана на празднике Курбан-байрам).

И всё же, необходимо обратить внимание на то, что и при заклании животного для жертвы, и при производстве мяса «халяль» во время перерезания горла животному произносятся одни и те же слова: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»).

Вряд ли религиозные чувства православного христианина останутся спокойными при употреблении таких продуктов. Однако как быть в тех случаях, если православный в гостях у мусульманина? Не будет ли проявлением нелюбви к ближнему отказ от трапезы в подобной ситуации?

Бывает, что православный христианин живёт в стране, где невозможно купить другие продукты, кроме халяльных. Как быть?

Поэтому можем дать следующую рекомендацию: православный христианин может вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или православный в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети).

И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи).

В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду. Если же есть возможность купить обычный продукт без надписи «халяль», православному христианину следует предпочесть его.

Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?

В Великобритании все магазины, рестораны и супермаркеты продают мясо халяль . Мы можем найти его в меню школьных и больничных столовых. Его предлагают на спортивных мероприятиях. Если мы пойдем в гости к мусульманам, то мясо, которое нам предложат, скорее всего, тоже будет халяль. Сложно избежать употребления мяса халяль, тем более, что потребитель не всегда может найти достаточно информации на упаковке.

Мясо халяль приготавливается согласно правилам, установленным в исламском законе — шариате. Термин «халяль » означает «разрешенное», то есть пища халяль – это то, что шариат разрешает употреблять в пищу. Животных забивают особенным способом: кровь проливается на землю из еще живого и, обычно, находящегося в сознании животного, в это же время произносится молитва.

О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы покланяетесь. Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха ” (Коран 2: 167-168).

И не ешьте того, над чем не упомянуто имя Аллаха ” (Коран 6:121).

Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха или праздничное жертвенное мясо? В каких случаях можно это делать, а в каких нет? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?

МАРКА 7:1-23 / МАТФЕЯ 15:1-20
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Богом невозможным.

Учение Христа приведено в контексте спора относительно иудейских законов о пище. Эти законы запрещают иудеям есть определенную пищу и принимать ее от не иудеев, потому что они считают их «нечистыми». Но, сказав, что пища не может осквернить стоящего перед Богом, Иисус (согласно Мк. 7:19) объявил всякую пищу «чистой». Его ученики могут есть любую пищу и это не осквернит их.

1 КОРИНФЯНАМ 8–10
В этих главах апостол Павел отвечает на споры, возникшие между христианами Коринфа относительно употребления в пищу идоложертвенного. Некоторые из них утверждали, что это поклонение другим богам. Другие заявляли, что иных богов нет, и поэтому они могут свободно участвовать в языческих празднованиях, во время которых совершалось жертвоприношение идолам.

Павел соглашается с тем, что «идол в мире ничто» и пища, преподносимая им, не имеет религиозного значения. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Богу, а значит и пища от Него и поэтому не может быть оскверненной.

Но Павел также говорит о конкретных случаях, когда нельзя употреблять в пищу идоложертвенное. Недопустимо участвовать в праздновании, если они проходят в языческом храме, так как подношение идолам на самом деле подразумевает подношение бесам, которые стоят за этим ритуалом. Вкушать пищу в подобной обстановке означает дружить с бесами.

Кроме того, есть верующие, которые считают, что неправильно есть идоложертвенное. Мы не должны отстаивать свою точку зрения, если это может стать камнем преткновения для таких христиан.

РИМЛЯНАМ 14:1 – 15:6
Здесь Павел пытается разрешить разногласие, возникшее между христианами из евреев, которые считали, что необходимо соблюдать иудейские традиции и христианами из язычников, которые утверждали, что свободны от таковых. Он убеждает тех, кто строго следует пищевым запретам не судить других, потому что все будут держать ответ перед одним Богом.

При этом Павел настаивает на том, чтобы те, кто не придерживается пищевых запретов, не презирали тех, кто соблюдает их, но были терпимы к ним и не давали повода претыкаться. На самом деле, ничто не может быть нечистым само по себе. Но если человек считает что-то нечистым, то для него это так и есть. Если, употребляя мясо, мы принуждаем других христиан делать то, что они считают неправильным, мы толкаем их к греху.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 15 И ОТКРОВЕНИЕ 2
В 15-й главе Деяний в письме иерусалимской церкви дается наставление уверовавшим из язычников в Антиохии и прочим воздерживаться от пищи, принесенной в жертву идолам. Во 2-ой главе Откровения Бог обвиняет две церкви в том, что они попустительствуют тем, кто учит других употреблять в пищу идоложертвенное.

1 ТИМОФЕЯ 4:1-5
Этот отрывок подтверждает, что все, созданное Богом — хорошо, и, что Он позволяет принимать любую пищу с благодарением всем, кто знает истину. В нем также говорится, что ничто, полученное с благодарением, не должно быть отвергнуто, потому что освящено молитвой и Словом Божьим.

ПРИНЦИП
Фоном для высказываний Иисуса были иудейские религиозные предписания. Он заложил принцип, согласно которому не пища оскверняет человека, а то, что внутри него самого. Таким образом, Он выступил против иудейской традиции различать пищу по религиозному признаку. Иисус Христос утверждает, что пища сама по себе не является негодной.

Павел подтверждает это в контексте язычества. Обычно мясо животного, убитого во время жертвоприношения в храме, поступало в открытую продажу на рынке и его мог купить кто угодно. И снова, Павел подтверждает принцип, что любая пища пригодна к употреблению.

ПРАКТИКА
Однако существуют ситуации, когда мы должны для себя решить, как применять этот принцип на практике. Одной из таких ситуаций может быть идолопоклонство. Хотя идолы сами по себе не значат ничего, но за ними стоят демонические силы. Таким образом, христиане должны избегать участия в таких мероприятиях и не употреблять пищу в этом случае.

Другим случаем может стать присутствие за столом христианина, который следует традиции не есть мяса, которое было посвящено идолам. Нужно уважать братьев и сестер, которые имеют подобные проблемы, и воздерживаться от подобной пищи в их присутствии.

По мнению Павла, в гостях допускается употребление мяса, если его происхождение неизвестно. Однако если становится известным, что мясо идоложертвенное, необходимо воздержаться от пищи, принимая в внимание приверженность хозяина (1 Кор. 10:27-29). Если человек предупреждает нас о происхождении мяса, следовательно, хочет, чтобы мы воздерживались.

Нехристианин может попытаться склонить нас на свою сторону, предложив идоложертвенное мясо, с тем, чтобы мы участвовали именно в жертвоприношении. В 15-й главе Деяний и 2-ой главе Откровения указаны ограничения относительно употребления идоложертвенного мяса и обвиняются церкви, поощряющие такую практику.

Существуют две основные проблемы в отношении пищи халяль . Первая заключается в способе умерщвления и вызывает спор по поводу того, что убиваемое животное терпит ненужные страдания. Вторая проблема заключается в молитве, которую произносят над забиваемым животным: это может быть бисмиллях (во имя Аллаха) или шахада (нет бога кроме Аллаха, а Мухаммад – его посланник). Это и есть религиозный аспект того, что делает обыкновенное мясо халялным . Кроме того, халяль – это неотъемлемая часть исламского закона шариата.

Вольно или нет, крупные сетевые супермаркеты учитывают отношение шариата к мясной продукции. В результате большую часть мяса, употребляемого в Великобритании и многих западных странах, получают из животных, забиваемых жестоким способом с прочтением над ними молитвы в соответствии с исламским законом. Можно ли его в таком случае есть? Повторяю, принцип в том, что любая пища пригодна. Если она освящена благодарственной молитвой христианина, то нет никакой причины для христианина не есть ее. Именно так решается эта проблема во многих мусульманских странах, где в магазинах доступно только мясо халяль.

Однако, вопрос о пище не может быть отделен от контекста, в котором он возникает. Отвергая иудейские пищевые постановления, можем ли мы, христиане, принимать исламский закон? Производство продукции халяль является частью процесса исламизации, в рамках которого некоторые мусульмане стараются распространить требования исламского закона не только на своих приверженцев, но и на все остальное общество. Должны ли мы как христиане или другие не мусульмане смерится с диктатурой исламского закона, который уже прочно внедрен в британскую пищевую промышленность и сетевые супермаркеты? Вполне можно говорить о том, что христиане и другие не мусульмане, употребляя мясо халал, способствуют дава (исламская миссия), исламизации общества и господству исламского закона.

Есть и другой фактор, требующий внимание – участие в мусульманском праздновании Курбан-байрам. Это праздник основан на истории из Корана о готовности Авраама исполнить волю Аллаха и принести в жертву Измаила. Коран говорит, что Аллах «потребовал выкуп в виде драгоценной жертвы» (Коран 37:100-107). Это кровавое жертвоприношение, хотя многие современные мусульмане не признают это. Разве позволительно христианам есть мясо, являющееся жертвой крови? Некоторые, конечно, сочтут это празднование сугубо общественным событием, но нельзя забывать основную его причину и почему забиваемому животному оказывается такое внимание. В некоторых мусульманских странах, христиане воздерживаются от мяса, предлагаемого после этого празднования.

В то время как большинство христиан считают, что вкушать мясо халяль в принципе неверно, контекст, в котором это предлагается, должен делать нас осмотрительными в выборе.

Д-р Патрик Сукдео
Международный директор Фонда Варнава

Владимир, Москва

Можно ли христианину употреблять халяльное или кошерное мясо?

Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос следующий. Можно ли христианину потреблять халяльное или кошерное мясо из магазинов, учитывая, что зверей убивали не совсем естественным образом? Вопрос довольно важный, поскольку где я живу, очень часто встречаются именно такие продукты. Как это согласуется с Кормчей?

Владимир, отношение к таким продуктам может быть определено нашим пониманием действий, которые делают продукты «халяльными» или «кошерными». Те или иные процедуры и обряды, которые совершаются при приготовлении этой ритуальной пищи, связаны с соответствующим вероисповеданием — исламским или иудейским. И то и другое исповедание является крайне враждебным к христианству. Любая вражда ко Христу идет от диавола. Поэтому, все предметы, которые «освящаются» в этих религиях, могут считаться для христианина ни чем иным, как идоложертвенным . А на вкушение идоложертвенного существует прямой апостольский запрет .

И ведь обратите внимание, как чётко эти продукты позиционируются. Это не просто продукты «для мусульман » или «для иудеев ». Это именно «халяльные » или «кошерные » продукты. Всему обществу предлагается «поучаствовать» в том, что для этого общества, вроде, и не важно. Предлагается вполне открыто и недвусмысленно. Всё это может напоминать истории с искушением идоложертвенными приношениями первых христиан. Поэтому, я считаю, что подобные продукты, о которых нам доподлинно известно, что над ними были совершены те или иные нехристианские ритуалы, нам принимать в пищу нельзя . Это же касается и известных «кексов Махариши », над которыми, как это прямо указывается на упаковке, производятся языческие (кришнаитские) ритуалы.

Но с другой стороны, если нам ничего не объявляется о происхождении продуктов, и мы не знаем, были ли над ними совершены те или иные ритуальные действия, то они допускаются к употреблению христианами в пищу: «Всё, продаваемое на торгу, ешьте »!

На вопрос Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам? заданный автором Просиять лучший ответ это Христианину можно все!
Тит. 1:15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
1Кор. 8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Иоанн Христов
Просветленный
(27291)
Я еще раз отвечу:
1Кор.10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам?

Ответ от работа.ру плиточников [гуру]
Можно, только-дорого.


Ответ от Носок [гуру]
не в пище Бог


Ответ от Невропатолог [гуру]
херня


Ответ от руслан закиров [активный]
да можна. Кушайте на здоровье


Ответ от Пользователь удален [гуру]


Ответ от Pohomius [гуру]


Ответ от Олег@тор [гуру]


Ответ от Андрей ® [гуру]


Ответ от Caид Нургали [гуру]


Ответ от Brevis [гуру]


Ответ от Joric Hixos [гуру]
в природе нет ничего запретного или недозволенного. Зечем обращать внимание на писанину каких то "теоретиков" прошлого?
Пища бывает полезной либо неполезной. полезная пища это - видовая пища (то бишь для приматов) Почитайте Шаталову или посмотрите и все станет ясно.
Все остальные доводы полнейшая ерунда.
PS В скором времени китайцы научат есть все "кроме луны и тени от луны" 😀


Ответ от Леaни [гуру]


Ответ от Ксения Романова [новичек]


Ответ от Куздра Нечуй-Левитский [гуру]
Руководствоваться словами апостола Павла об идоложертвенном.
Мы знаеи, что ислам и иудаизм - искаженные религии, халяль и кошер для нас ничто, всё освящать молитвой Христу и благословением крестом, но, если брат мой соблазняется от того, что я ем халяльные продукты, то лучше ради брата я не буду вкушать халяльное, чтобы он не подумал, что я мусульманин...


Ответ от хайас [гуру]
Все, что на торгу еште без страха. только с благодорением.
Нельзя лишь есть идоложертвенного, что б не совратить братьев по вере.


Ответ от Бек [гуру]


Ответ от Владимир Поболь [гуру]
КОШЕРНОЕ... мне как то это мало о чем говорит.. .
Упала на спину свинья, Копыта вытянула вверх: Глядите, я – кошерная, Такие формы не у всех. Геннадий Сергиенко БАРДЫ РУ Кошерная свинья
ьОн так мал, что, наверно, Написал все неверно, Сам не знал, что кошерно, Что запрещено! Раби Зрахия бен Ицхак гa-Леви Геронди (ХII век, Прованс) . Перевод Р. Торпусман


Ответ от Пан Философ [новичек]


Ответ от Brevis [гуру]
ну все... скоро на конфетах уже будут писать... только для мусульман....


Ответ от Олег@тор [гуру]
закусить айгуль коньячок будет самое То!


Ответ от Андрей ® [гуру]
христианам ничего нельзя! и даже нельзя - тоже нельзя


Ответ от Caид Нургали [гуру]
Можно. Питаясь халяльной пищей и с "Бисмиллах" - люди перестают кормить своего ненасытного демона. Никаких специальных диет не надо, чтоб похудеть.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
конечно, можно, и даже полезно


Ответ от Pohomius [гуру]
Человека оскверняет то, что от него исходит, а не то, что он потребляет.


Ответ от работа.ру плиточников [гуру]
Можно, только-дорого.


Ответ от Алексейка [гуру]
не в пище Бог


Ответ от Инквизитор [гуру]
херня


Ответ от руслан закиров [активный]
да можна. Кушайте на здоровье


Ответ от Joric Hixos [гуру]
в природе нет ничего запретного или недозволенного. Зечем обращать внимание на писанину каких то "теоретиков" прошлого? Пища бывает полезной либо неполезной. полезная пища это - видовая пища (то бишь для приматов) Почитайте Шаталову или посмотрите

Ответ от Леaни [гуру]
Винопитие запрещено православием, именно поэтому церковь отделена от государства.


Ответ от Ксения Романова [новичек]
Фимоз и долбославие головного мозга.


Ответ от Куздра Нечуй-Левитский [гуру]
Руководствоваться словами апостола Павла об идоложертвенном. Мы знаеи, что ислам и иудаизм - искаженные религии, халяль и кошер для нас ничто, всё освящать молитвой Христу и благословением крестом, но, если брат мой соблазняется от того, что я ем халя


Ответ от Путник Путник [гуру]
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Бог


Ответ от Пан Философ [новичек]
Вы христианка - сами и разбирайтесь, какая продукция халяльная, какая не халяльная. Меня больше интересует, в каком времени в артиссенциях употребляются тетраметрические аффирмации. Я понятно излагаю?


Ответ от Бек [гуру]
Нет, зарастёт последняя извилина.


Ответ от Владимир Поболь [гуру]
КОШЕРНОЕ... мне как то это мало о чем говорит.. . Упала на спину свинья, \Копыта вытянула вверх: \Глядите, я – кошерная, \Такие формы не у всех. Геннадий Сергиенко БАРДЫ РУ Кошерная свинья ьОн так мал, что, наверно, \Написал все неверно,


Ответ от хайас [гуру]
Все, что на торгу еште без страха. только с благодорением. Нельзя лишь есть идоложертвенного, что б не совратить братьев по вере.


Ответ от Путник Путник [гуру]
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Богом невозможным.
Учение Христа приведено в контексте спора относительно иудейских законов о пище. Эти законы запрещают иудеям есть определенную пищу и принимать ее от не иудеев, потому что они считают их «нечистыми» . Но, сказав, что пища не может осквернить стоящего перед Богом, Иисус (согласно Мк. 7:19) объявил всякую пищу «чистой» . Его ученики могут есть любую пищу и это не осквернит их.
1 КОРИНФЯНАМ 8 – 10
В этих главах апостол Павел отвечает на споры, возникшие между христианами Коринфа относительно употребления в пищу идоложертвенного. Некоторые из них утверждали, что это поклонение другим богам. Другие заявляли, что иных богов нет, и поэтому они могут свободно участвовать в языческих празднованиях, во время которых совершалось жертвоприношение идолам.
Павел соглашается с тем, что «идол в мире ничто» и пища, преподносимая им, не имеет религиозного значения. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Богу, а значит и пища от Него и поэтому не может быть оскверненной.
Но Павел также говорит о конкретных случаях, когда нельзя употреблять в пищу идоложертвенное. Недопустимо участвовать в праздновании, если они проходят в языческом храме, так как подношение идолам на самом деле подразумевает подношение бесам, которые стоят за этим ритуалом. Вкушать пищу в подобной обстановке означает дружить с бесами.
На самом деле, ничто не может быть нечистым само по себе. Но если человек считает что-то нечистым, то для него это так и есть. Если, употребляя мясо, мы принуждаем других христиан делать то, что они считают неправильным, мы толкаем их к греху.
все, созданное Богом – хорошо, и, что Он позволяет принимать любую пищу с благодарением всем, кто знает истину. В нем также говорится, что ничто, полученное с благодарением, не должно быть отвергнуто, потому что освящено молитвой и Словом Божьим
Фоном для высказываний Иисуса были иудейские религиозные предписания. Он заложил принцип, согласно которому не пища оскверняет человека, а то, что внутри него самого. Таким образом, Он выступил против иудейской традиции различать пищу по религиозному признаку. Иисус Христос утверждает, что пища сама по себе не является негодной.
Павел подтверждает это в контексте язычества. Обычно мясо животного, убитого во время жертвоприношения в храме, поступало в открытую продажу на рынке и его мог купить кто угодно. И снова, Павел подтверждает принцип, что любая пища пригодна к употреблению.

Загрузка...
Top