Как повысить свой уровень эрудиции. Как повысить эрудицию

Знания – это то, что всегда было в почете. Даже принято говорить, что обладающий знаниями владеет всем миром. В нашей религии стремление к знаниям и всестороннее развитие – это предписание Всевышнего. Безусловно, все мы хотим быть умнее, обладать еще большими знаниями, но как этого добиться?

Несмотря на то, что многие считают, что знания у каждого человека ограничены, существует несколько методов увеличить когнитивные способности, стать умнее и эффективнее.

1. Новизна.

Помните, что для создания новых нейронных связей в мозгу человек попросту необходим новый опыт и новая информация.

2. Посещение новых мест.

Будь то посещение нового кафе, книжного магазина, прохождение на работу по другому маршруту, путешествие в другую страну – все это полезно для расширения вашего кругозора. Это новый опыт, выход из зоны комфорта, заставляющий мозг человека работать по-новому, ставить и решать новые задачи.

3. Образование.

Да, самое банальное, что может сделать человек для увеличения своих знаний – это пойти учиться, записаться на курсы. Мы привыкли считать, что образование заканчивается в определенный возраст и дальше не имеет места в нашей жизни, но это не так. Это лучшее вложение денег и своего времени.

4. Чтение книг.

Этот метод «становления» умного человека известен каждому. Чтение – это новый опыт, увеличение словарного запаса, новые мысли, «правильный» язык. Тем не менее, это только половина волшебства чтения.
Когда человек читает, в независимости от жанра, он выстраивает многогранные связи между книжным и настоящим миром. Чтение – это альтернативный метод заставить ваш мозг посетить новое место и испытать совершенное новые эмоции.

5. Получение и применение новых навыков.

Работа – это простор для нового опыта. В независимости от того, какой работой вы заняты, вам предоставлены возможности выйти из установленных шаблонов, быть более креативным и превнесения свежих идей в свою работу.

6. Бросать себе вызов.

Подобно тяжелоатлету, который тренирует мускулы, тренировка мозга должна осуществляться на ежедневной основе посредством решения более сложных задач. Чем сложнее задача, тем больше сил, смекалки и ума проявляет наш мозг.

7. Решение головоломок.

Головоломки – не только для детей, они прекрасно развивают умственные способности человека. Попробуйте логические настольные игры или игры, развивающие память вместо просмотра телевизора или социальных сетей. Будет еще лучше, если в интеллектуальной игре примут участие ваши близкие или друзья.

Постоянный доступ к смартфонам, и другим гаджетам, сделал человека ленивым и в умственном плане. Мы уже не считаем в уме, а набираем в калькуляторе, не вспоминаем забытое – смотрим в Гугле, не думаем, как пройти определенный маршрут, обращаемся к GPS. Все это не позволяет нашему мозгу работать в полной мере. Используйте гаджеты только при острой необходимости, позвольте своему мозгу работать самому.

9. Рисование.

Необязательно быть художником, чтобы по достоинству оценить рисование, которое культивирует активность мозга удивительным способом. Вместе с этим растёт ваша эффективность интеллектуальной работы.

10. И, конечно же, изучение и заучивание Корана.

Постижение смыслов Священного Корана вкупе с заучиванием сур наизусть позволит вам не только натренировать свою память, но и принесет огромную пользу вашему духовному состоянию. Помните, "Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца" (13:28).

Если вы уже посмотрели фильм «Дивергенты» и задумались о том, к какой бы из социальных групп этого общества вы хотели бы примкнуть, и если вы поняли, что ваши предпочтения явно на стороне эрудитов , то вот несколько советов как развить эрудицию и с чего лучше начать.

Самые первые шаги

Прежде всего, следует решить какой тип эрудиции вам больше подходит? Можно выделить два типа осведомленности и соответственно две стратегии развития своей эрудиции:

  1. Стратегия «Многое обо всем»;
  2. Стратегия «Все об одном».

В первом случае будущий эрудит собирает знания из самых разных областей науки, искусства, спорта, культуры и о мире в целом . Отличием и достоинством такого способа познания мира является то, что эрудит готов ответить на самые разные вопросы. Именно такие люди привлекают к себе внимание. А недостаток заключается в поверхностности этих знаний. Это случай, когда широта знаний налицо, а глубины нет.

К кому предпочтет обратиться больной человек, чтобы вылечить зуб и избавиться от зубной боли: к тому, кто все-все знает про медицину, или к стоматологу, чьи знания ограничены лишь умением отлично вылечить зуб?

Кстати, вторая стратегия развития эрудиции заключена в том, чтобы накапливать знания, которые, хотя и ограничены одной областью, но при этом настолько глубокие, что мало, кто решится соперничать с их носителем в осведомленности . Однако здесь требуется заметить, что есть существенное различие между стратегией «Многое обо всем» и узкой специализацией.

Сравните:

  • семейный врач и окулист,
  • дизайнер интерьеров и художник по коврам,
  • физик и инженер-электрик,
  • историк и учитель истории.

Нетрудно заметить, что во всех этих парах первой стоит профессия, требующая куда более обширных знаний, чем вторая. Глубокое погружение в одну, но очень узкую область приветствуется в мире профессий, но только эрудицией это не является.

Стратегия «Многое обо всем»

Развитие эрудиции с помощью этой стратегии подходит людям любознательным, даже скорее – любопытным. Такой человек обладает неутолимой потребностью выискивать новые для себя знания. Поэтому самое первое, чему следует научиться, реализуя эту стратегию, это умению задавать вопросы. Самые первые эрудиты были, конечно же, древние греки. Именно они стремились организовать процесс познания мира и направлять свой ум по пути раскрытия сути вещей.

Еще в 325 году до нашей эры в своей книге «Вторая аналитика» Аристотель вывел три тезиса, которые и по сей день остаются не оспоренными:

  • наше познание складывается из ответов на наши вопросы;
  • сколько на свете видов вещей, столько же мы можем поставить видов вопросов;
  • познание опирается на четыре основных вопроса – «что», «почему», «есть ли», «что есть».

Ну, а уже наш современник Борис Пастернак, хотя и по другому поводу, произнес: «А мы всё ищем правильный ответ, и не находим нужного вопроса».

Итак, Правило №1 Стратегии «Многое обо всем»: Создавайте копилку своих вопросов.

Для этого:

Придумайте, разработайте, или позаимствуйте готовый план, следуя которому вы будете осваивать новое для себя знание. Например, можно воспользоваться советами еще одного эрудита – древнеримского оратора Цицерона. Он использовал цепочку вопросов для описания ситуации или события. Вот она:

  • кто (субъект);
  • что (объект);
  • чем (средство);
  • почему, зачем (цель, причина);
  • как (способ);
  • когда (время);
  • где (место).

Придумайте, разработайте или позаимствуйте готовую типологию вопросов, которая поможет вам выявлять новое для вас знание целенаправленно. Возвращаясь ко «Второй аналитике», можно воспользоваться советами Аристотеля и разделить вопросы на:

  • вопросы существования (возможно ли, чтобы существовала такая вещь или явление?);
  • вопросы обладания качествами (какими качествами, свойствами, характеристиками может обладать данная вещь, или событие, или явление?);
  • вопросы принадлежности (принадлежит ли предмету определенное качество или свойство?);
  • вопросы причинности (какая причина лежит в основе явлений и процессов?).

Правило 2: Учите наизусть цитаты умных людей . Цитирование – это в целом демонстрация культуры ума, а не только требование к ученым, нарушение которого жестко карается обвинениями в некорректном заимствовании. Вовремя сказанная и уместно подобранная цитата выполнит для вас три полезные функции:

  • поможет отстоять свою позицию в дискуссии (как правило, с великими людьми не спорят);
  • позволит глубже понять принципы и закономерности (серьезные цитаты можно назвать квинтэссенцией, «выжимкой», знанием, выраженным в предельно сконцентрированной форме);
  • наконец, покажет, что вы на правильном пути к тому, чтобы ваши собеседники признали вас эрудитом (ваше цитирование будет служить для окружающих надежным подтверждением того, что вы читаете серьезную литературу).

Надо ли говорить, что заучивание слов из сборников афоризмов с названием типа «Мудрые мысли всех веков и народов» не сделает вас эрудитом? Эрудит заучивает цитаты из их первоисточников — книг, которые он сам лично прочел.

С Викиум вы сможете повысить свою эрудицию, занимаясь онлайн

Правило 3: Учите наизусть исторические даты . Эрудит – тот, кто легко и уверенно разместит исторические события, год важного научного открытия или создания шедевра на условной линии времени. Для него не составит труда разъяснить, что Фирдоуси написал свою поэму «Шахнамэ» на 300 лет раньше, чем появилась «Божественная комедия» Данте, а Шекспир начал творить спустя 300 лет после Данте Алигьери.

Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему. И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех.

Стратегия «Все об одном»

Как повысить эрудицию с чего начать, если ваш выбор пал именно на эту стратегию?

Прежде всего, выбрать для себя то пространство знания, в которое вы намерены всерьез углубиться и досконально освоить. И здесь вы оказываетесь «между Сциллой и Харибдой», иными словами между двумя опасностями.

Угроза первая – чересчур широкое поле . Когда кто-то на полном серьезе утверждает, что он знает всю философию, всю историю, всю литературу, это вызывает вполне оправданное недоверие. Другое дело, когда перед вами специалист в области:

  • Древней Греции, т.е. знаток ее языка, истории, литературы, наук, философских течений, культуры и религии;
  • педиатрии, т.е специалист, досконально изучивший детские болезни, психофизиологическое развитие, нормы и патологии, нормативные документы о детском здоровье, особенности детских болезней в разных странах и в разные периоды истории, латынь, наконец;
  • автомобилестроения, т.е технарь, разбирающийся в инженерных вопросах, истории развития, современном состоянии, тенденциях развития, перспективах будущего.

В этом случае, мы признаем, что перед нами человек, глубоко эрудированный в определенной области человеческого познания, носитель серьезных системных и систематизированных знаний, эксперт по самым разным вопросам в сфере своей компетентности.

Правило 1 в реализации Стратегии «Все об одном»: четко определить область своей компетентности.

Недаром говорят, что нет ничего важнее для умного человека, чем понимать, где заканчивается его компетентность и где он с чистой совестью может признать: «К сожалению, в этом вопросе я недостаточно компетентен».

Вторая угроза таится в прямо противоположной позиции : чрезмерное углубление в один узкий вопрос.

Отсюда вытекает Правило 2: Дифференцируйте зоны своей компетентности по глубине ваших знаний .

Для того чтобы определиться с этим, нарисуйте три концентрические окружности:

  • первая – то, что составляет ядро ваших знаний;
  • вторая – то, что является производным так же, как в математике Y выступает функцией от Х;
  • третья – то, что является производным уже от Y, теперь он выступает аргументом и задает предметную область ваших знаний.

Не спешите с определением этих зон. Для начала рассмотрите несколько вариантов, но еще раньше вам придется эти варианты сгенерировать. Поставьте это перед собой как задачу, даже как игру для тренировки своего интеллекта. Заготовьте стикеры трех цветов и решите, какой цвет будет для вас определять ту или иную зону. Например, на синих стикерах вы будете записывать идеи относительно ядра знаний, на желтых — относительно Y, а на зеленых – относительно третьей области.

По мере того, как вам в голову приходит идея, какое из знаний вы намерены освоить, делайте заметки на советующих стикерах. Пусть они повсюду висят у вас перед глазами — на мониторе компьютера или даже на холодильнике. Поглядывая на них, вы по ассоциации будете определять для себя все новые и новые различные направления познания. Через пару недель оцените результат, полученный таким способом. У вас должен получиться индивидуальный план развития своей эрудиции.

А что дальше? — Стратегия «Т-специалист»

Теперь пришла пора признаться, что помимо стратегий «все об одном» и «многое обо всем», есть еще третья стратегия, которая их объединяет. Такую стратегию называют «Т-специалист».

Буква «Т» используется здесь не для обозначения какого-либо слова, а для изображения сути стратегии. Перекладина в этой букве означает «многое о многом», а «ножка» у «Т» означает «все об одном».

В стратегии «Т-специалист» заключается идея бесконечных возможностей индивидуального познавательного развития человека . Но это тема уже другого разговора.

Эрудиция – это понятие, отображающее широту познаний и многосторонней образованности. Развитая эрудиция проявляется глубоким пониманием множества вещей и нахождением взаимосвязей между различными областями жизни. Эрудиты (те, у кого данное качество развито на достаточно высоком уровне) постоянно занимаются расширением круга своих познаний и углублением уже имеющихся представлений о мире. Таким образом, это не только поверхностная осведомленность о происходящих в мире событиях и открытия в прошлом и настоящем, но также и глубинное понимание данных процессов. Можно сказать, что эрудит – это специалист сразу в нескольких областях.

Эрудиция не является врожденной, и уровень ее развития зависит исключительно от приложенных человеком усилий относительно постоянного получения новых знаний. Данное качество имеет прямое отношение к образованности и практически не связана с уровнем интеллектуального развития.

Но понятия образованности и эрудированности не тождественны, поскольку в отношении эрудиции есть внутренняя потребность человека в постоянном развитии и преодолении своей грубости или недостатка знаний, в то время как просто образование не дает этой внутренней мотивации. Знания могут быть получены без , и при дальнейших вариантах выбора развитие останавливается, тогда эрудиция заставляет искать источники и возможности повышения своего уровня, независимо от имеющего багажа. Эрудиция это самостоятельная направленность, заставляющая человека заниматься самообразованием, читать книги по интересующей тематике и выходить за рамки обучающих курсов.

Что это такое

Нельзя сказать, что кто-то обладает эрудицией, а кто-то нет. В данном случае уместно рассматривать уровень ее развития и реализованности в различных сферах. Возможность повысить уровень эрудиции есть, но так же уровень может снижаться, если не прикладывать дополнительных усилий. Это не значит, что однажды полученные знания забудутся или станут неуместны, но с течением времени может утратиться их актуальность или какая-то теория получит опровержение – эрудиция представляет собой способность отслеживать динамические изменения. Кроме того, тот уровень эрудированности, который считается довольно высоким для пятиклассника, будет уже недостаточным для руководителя фирмы. Подобные примеры встречаются довольно часто, когда после множества похвал человек перестает заниматься собственным развитием и остается на прежнем уровне без развития.

Развитая эрудиция возникает только при постоянном поглощении новой информации, причем касаться она должна не только узкой профессиональной сферы, но учитывать моменты многих мировых жизненных тематик. Безусловно, это процесс образования, но не фиксированного учебными заведениями и дополнительными курсами, а более самостоятельным вкладом в происходящее. Это может выражаться в чтении не одного, а различных источников, причем оптимально противоположных мнений. Сюда же относится активный творческий интерес к другим областям. Так человек может учиться на архитектора, ходить на языковые курсы, читать историческую литературу и увлекаться слесарными работами. Его уровень эрудированности будет значительно выше, чем у архитектора, глубоко разбирающегося в своей области, но не выходящего за ее рамки.

Как её развить

Развитие эрудиции становится актуальной проблематикой современного общества, поскольку ранее был сделан упор на узкоспециализированное обучение, вследствие чего отдельно взятый человек часто оказывается неспособен решить, а иногда даже понять любые бытовые задачи, не входящие в его круг компетенции. Кроме глобальной тенденции, развитие эрудиции актуально на индивидуальном личностном уровне, поскольку такой человек может поддержать практически любое общение, быстрее находит выходы из различных жизненных ситуаций, а также более продуктивен в творческом плане, поскольку может синтезировать сразу множество аспектов.

Первым помощником в развитии эрудиции считается чтение самой разнообразной литературы в больших количествах. Сюда не относятся однотипные романы, которые забываются через день после прочтения, речь идет о произведениях и научно-популярной литературе, которая требует анализа.

Важно не проглатывать книги, стремясь поставить максимальное количество галочек, а читать их качественно. Смысла нет в прочтении сотни, которую невозможно вспомнить через год, но одна книга, полностью проанализированная на нескольких уровнях способна принести больше пользы. Полученную информацию можно систематизировать, записывать, обсуждать с друзьями – чем больше человек взаимодействует с новыми знаниями, тем лучше и глубже они усваиваются.

Литературу стоит подбирать из разных отраслей – это помогает расширять круг тем, которые доступны для понимания. Например, книги по психологии помогут понимать людей, а различные труды по физике повысят понимание устройства мира.

Многие книги помогают самоисследованию, для чего можно завести отдельную тетрадь или найти подходящие тренинги, где можно углубить исследование. Сталкиваясь с новой информацией, меняется восприятие мира, поэтому важным моментом является постоянное соотнесение прочитанного с тем, какова личная жизнь на данный момент. Не по памяти знать, что какие-то вещи были приятны, а другие неинтересны, а каждый новый раз анализировать свой внутренний мир на предмет изменений. Выбирайте научную литературу, поскольку чтение, пусть даже и в больших объемах лент соцсетей не всегда имеет должный эффект. Чтобы фейсбук и телеграмм приносили пользу, следует тщательно фильтровать свои подписки и следить не только за разнообразием тематики, но и за качеством содержания.

Отлично развивает эрудицию кинематограф, при условии, что фильмы подбираются разнообразной тематики и интересных направлений. Комедии с грубым юмором и боевики без всякого сюжета скорее направлены на вызывание различных эмоций, а вот исторические фильмы могут открыть новые горизонты. Отлично подходят биографические фильмы, снятые по реальным событиям. Существует много короткометражных и артхаусных фильмов, призванных показать непривычную сторону жизни, раскрыть новые грани и понимания.

Как повысить широкую осведомленность

Непосредственно на общий уровень осведомленности влияет круг общения. Чем больше времени человек проводит в контакте с другими, тем больше информации он узнает, причем ее усвоение происходит значительно легче, чем при принудительном прочтении тех же фактов. Однако если окружить себя только художниками вы получаете набор примерно одинаковых тем и событий. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы окружали различные люди с многогранными интересами, и конечно их уровень познания в какой-либо теме должен находиться выше, чем ваш собственный.

Важный момент в любом развитии – интерес, а касательно эрудиции, он играет первостепенную роль. Невозможно запоминать информацию, которая одновременно и не нужна по работе и не интересна личностно. Поэтому, даже выбирая для изучения не вполне понятную и интересную тему, стоит заранее организовать весь процесс таким образом, чтобы периодически тонизировать увлеченность. Для этого отлично подходит интересная компания, которая не позволит забросить обучение или система самовознаграждений за достижение определенных уровней.

Выбирайте себе хобби вместо вечернего телевизора. Для того чтобы занятия в свободное время приносили пользу, нужно составить определенный подход. Например, изучение языка больше скажется на развитии общей эрудиции, если вы будете непосредственно общаться с людьми из различных стран, посредством скайпа или других программ, чем просто учить словарь. Коллекционирование, которое предполагает узнавание историю каждой вещи или культуры страны ее изготовления превращает накопление вещей в развивающий личностный процесс.

Фактами, которые человек узнает необходимо делиться, обсуждать с друзьями, особенно хорошо, если найдутся несогласные и возникнет полемика. Мозг устроен таким образом, что чем больше мы объясняем другим устройство чего-либо, тем больше сами начинаем понимать то, чем делимся.

Также полезно рассматривать любую новую информацию с различных сторон – именно это развивает широкие возможности для владения знаниями. Например, узнав об устройстве технического прибора, можно дополнить пробелы относительно того, кто и когда его изобрел, а потом изучить биографию этого человека. Любая новая информация тянет за собой еще новые возможности для изучения – главное их замечать и подвергать критике.

Чем выше критичность вашего мышления, тем шире становится кругозор. Не принимать на веру, а искать, почему именно так, не учить теорему, а смотреть ее доказательство – расширяет осведомленность и делает жизнь интереснее.

Жизнь общества, словно в саван окутана в информационное поле. Мы потребители информации, носители, источники и ретрансляторы.
Прогрессивный образованный человек, личность должен обладать высокой эрудицией и широким кругозором.
Размеры «высоты» эрудиции и «широты» кругозора человек устанавливает сам, главное, не останавливаться. Никогда не останавливаться на пути самообразования и самосовершенствования.

Чтение
Для повышения эрудиции и расширения кругозора выбирайте книги самых разных жанров. Публицистика, периодика, мемуары, тематические журналы и другие издания, сборники.

Изучение
Не ленитесь заглядывать в словари и учебники. Изучайте понятия и определения, новых для вас явлений и слов. Интересуйтесь наукой. Составьте приблизительный план – хаотичность не позволит информации хорошо усваиваться.

Иностранный язык
Знание иностранного языка и возможность им пользоваться – это ключ к параллельной вселенной. Это значит, что вы напрямую можете знакомиться с информацией, опытом другого народа.

Смотрите
Научные и образовательные фильмы – это отличный источник знаний. Особенно сейчас. Когда интернет может дать доступ практически к любому материалу. Смотрите, как и советские познавательные фильмы, так и интересные иностранные. Главное отличать научно-популярный фильм от развлекательно-фантазийного видео в стиле «разрушителей мифов».

Стремление человека к самосовершенствованию органично и не должно нуждаться в мотивациях и стимулировании. Самообразование позволяет поддерживать в хорошем тонусе работу мозга, реакцию, внимание, усидчивость, память. Что, в свою очередь, облегчает жизнь и работу.

Становитесь лучше – это единственный способ найти счастье!

Сколько войн пережило человечество? Как измерить красоту? Что общего между смехом и гримасой недовольства?

Сотню понятных объяснений самых разных вещей вы найдете в этой книге. Ее автор - профессор кафедры психофизиологии в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ведущий научный сотрудник в Институте прикладной физики РАН Владимир Антонец.

Из книги:

Может ли звучание имени влиять на то, как тебя воспринимают?

Российский филолог Владимир Журавлев выяснил, что послания, заключенные в звучании слов современного русского языка, могут быть оценены с помощью 25 эмоциональных антонимичных сопоставлений: «хороший - плохой», «радостный - печальный», «безопасный - страшный», «простой - сложный» и других.

Проведя исследования с большим количеством людей, Журавлев смог установить, какую подсознательную оценку по какой шкале имеет каждый звук.

Сейчас в интернете легко найти подсказку, какое впечатление оставляет ваше имя. Например, Николай - красивый и безопасный, Коля - хороший, а Колян - хороший, добрый и красивый. Анализ стихов и иллюстраций к ним показал, что поэты интуитивно соблюдают фоносемантические правила и что имеются также звукоцветовые соотношения, которые тоже соблюдаются в языке.

Красота в квадрате

Большинство людей думает, что математика - слишком абстрактная и далекая от реальной жизни наука. Не тут-то было!

Вы слышали о математической теории, которая помогает упростить поиск спутника жизни? Догадываетесь, как связан экспоненциальный рост с угрожающими человечеству катастрофами? Осознаете, что цифры в логотипе компании влияют на ваши покупки? Из книги математика и философа Алекса Беллоса вы узнаете об этом и многом другом. Читается на одном дыхании!

Из книги:

Предостережение человечеству

Профессор физики Альберт Бартлетт выступает со своей знаменитой лекцией «Арифметика, население и энергия» с 1969 года. Каждый раз он начинает ее с того, что не предвещающим ничего хорошего тоном заявляет: «Величайший недостаток рода человеческого состоит в его неспособности понять суть экспоненциального роста».

Экспоненциальный рост имеет место в случае, если какая-то величина постоянно увеличивается пропорционально ее значению, например путем удвоения: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64…

Представьте бутылку с бактериями, численность которых увеличивается в два раза каждую минуту. В 11:00 в бутылке находится одна бактерия, а к 12:00 бутылка будет полностью заполнена бактериями. «Если бы вы были обычной бактерией, живущей в этой бутылке, - спрашивает Бартлетт, - в какой момент времени вы поняли бы, что свободного пространства вот-вот не останется?» Поразительно, но в 11:55 бутылка кажется почти пустой: она заполнена всего на 3 процента.

Бутылка Бартлетта - это предостережение жителям Земли. Если население планеты будет увеличиваться по экспоненте, свободного места на ней не останется гораздо быстрее, чем кажется.

Теория игр

Хотите восхищать окружающих своей прозорливостью? Научиться мыслить стратегически и из любой ситуации выходить победителем? Эта книга написана специально для вас.

Из книги:

Меньше - лучше

Возможно, вы считаете, что всегда полезно иметь больше вариантов. Но если мыслить стратегически, сокращение числа возможных вариантов может принести больше пользы.

Томас Шеллинг пишет в своей книге о том, как афинский полководец Ксенофонт сражался, встав спиной к глубокому ущелью. Он специально выбирал такую позицию, чтобы у его солдат не было возможности отступать. В той битве у них одеревенели спины, но они победили.

Точно так же Кортес потопил свои корабли после прибытия в Мексику. Ацтеки могли отступить в глубь своей территории, а у солдат Кортеса не было никакой возможности для бегства или отступления. Сделав поражение еще более пагубным, чем оно было бы само по себе, Кортес повысил свои шансы на победу - и победил.

Психология

Психология - одна из интереснейших наук о человеке, и теперь она стала доступной каждому. Чтобы лучше понять себя и других людей, вам не понадобится читать написанные сложным языком труды ученых.

В этой книге теория объясняется так просто и увлекательно, что вы уже через пару дней сможете консультировать своих друзей. Пол Клейнман поможет разобраться в ключевых идеях психологии, концепциях Фрейда, Фромма, Роршаха и других исследователей.

Из книги:

Социофобия

Социофобия - один из самых распространенных типов тревожного расстройства; его симптомы в какой-то момент времени возникают почти у 13 процентов населения земного шара.

Человека, страдающего социофобией, постоянно беспокоит, как его воспринимают окружающие. Такие люди испытывают иррациональный страх перед тем, что кто-то относится к ним плохо или негативно их оценивает, а также, что они предстают перед другими не в лучшем виде.

Не следует путать социофобию с чрезмерной застенчивостью, так как первая сопровождается устойчивыми и весьма серьезными симптомами эмоционального и физического характера: дрожь, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, сильная нервозность в ситуациях общения с незнакомыми людьми, страх быть недооцененным, беспокойство из-за возможности быть униженным, чрезмерное волнение из-за того, что окружающие заметят встревоженность больного, страх перед заранее запланированными событиями и прочее.

Голая статистика

Наш мир все быстрее и быстрее генерирует огромные объемы данных. Тем не менее, как справедливо отметила The New York Times, «данные - всего лишь исходный материал знаний». Статистика - самый мощный из имеющихся в нашем распоряжении инструментов для практического использования информации.

В этой книге Чарльз Уилан дает ответы на многие интересные вопросы: как подсчитать количество бездомных в мегаполисе, почему казино всегда в плюсе, как глобализация влияет на бедных людей и другие.

Из книги:

Прогнозная полиция

В фильме 2002 года Minority Report Том Круз играет детектива, предотвращающего преступления. Его герой является сотрудником некоего бюро, которое использует определенную технологию для прогнозирования преступлений еще до того, как они будут совершены. И это уже не фантастика.

В 2011 году в газете The New York Times вышла статья под заголовком: «Полиция прибывает на место до совершения преступления». В ней рассказывалось, что специальная компьютерная программа предсказала высокую вероятность совершения краж из автомобилей в этот день на подземной парковке, расположенной в деловом районе города Санта-Круз.

Когда туда приехали детективы, они обнаружили двух женщин, слишком уж пристально всматривающихся в окна автомобилей. Одна из них уже неоднократно задерживалась за воровство, а у другой нашли запрещенные наркотики.

Система, использовавшаяся в Санта-Круз, была разработана двумя математиками, антропологом и криминалистом. Отдел полиции в Чикаго создал у себя целое подразделение аналитиков-прогнозистов. Частично его формирование объяснялось тем, что банды, терроризировавшие город, действовали по определенным шаблонам.

Интерстеллар . Наука за кадром

Перед съемками фильма «Интерстеллар» ученый-консультант Кип Торн предложил режиссеру два простых правила. Первое: ничто в кинокартине не должно противоречить общепринятым законам физики или достоверным знаниям о мире. Второе: все домыслы должны быть научно подкреплены.

Если у вас остались вопросы после просмотра, то ответить на них поможет книга Кипа Торна об искривлении пространства и времени, черных дырах, гравитации и других загадках Вселенной.

Из книги:

Искривление времени

Главный герой фильма «Интерстеллар» Купер переживает, что больше не увидит свою дочь Мёрф, поскольку, находясь вблизи Гаргантюа, он стареет лишь на несколько часов, тогда как на Земле проходят годы. Как это объяснить?

Еще в 1912 году Эйнштейн понял, что массивные тела могут искривлять время и это искривление является причиной гравитации. Чем больше замедление времени, тем сильнее гравитационное притяжение. А у поверхности черной дыры, где время почти не движется, гравитация настолько огромна, что даже свет не может ее преодолеть.

Теория подтвердилась, когда Роберт Вессот из Гарварда с помощью ракеты NASA поднял атомные часы на 10 000 километров и посредством радиосигналов сравнил их ход с часами, которые остались на Земле. Оказалось, что время на Земле течет примерно на 30 микросекунд в день медленнее, чем на высоте 10 000 километров.

Экономика всего

Декан экономического факультета МГУ объясняет, как экономика влияет на различные общественные процессы.

Прочитав эту книгу, вы больше узнаете об устройстве государства и поймете, почему мы сталкиваемся с определенными силами социального трения, по каким причинам совершенство недостижимо, что такое социальный капитал, проблема халявщика, а также британская болезнь и красный склероз, перед какой дилеммой стоят элиты в России и многое другое.

Из книги:

Нужно ли нам государство?

Не только в российском, но и в мировом общественном сознании существовало множество мифов, связанных с государством. И в какой-то момент эти мифы стали проверять. Например, все великие британские экономисты приводили один и тот же пример: если бы не правительство, кто бы строил в Англии маяки? А ведь нации нужны маяки - чем была бы Англия без судоходства?

Экономист Рональд Коуз пошел в архив Британского адмиралтейства и стал смотреть, кто же в действительности строил маяки. Выяснилось, что ни один маяк в Англии не был построен правительством. Кто их только не строил - гильдии капитанов, местные общины, корпорации судовладельцев, но только не правительство.

Затем Фридрих фон Хайек проверил, как обстоят дела с денежными системами. Выяснилось, что разные государства в разное время создавали свои казначейские системы денежных ассигнаций, но все они погибли. Денежные знаки, которыми мы пользуемся сейчас, - это так называемые банкноты, то есть системы частных расписок между банками. Стали смотреть на полицию, пожарную охрану, армию, и опять неоднозначные ответы.

Вывод, который можно из всего этого сделать, таков: если государство и нужно, то вовсе не для того, для чего считалось раньше. У государства всюду есть заменители.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.

Загрузка...
Top