Как избавиться от гордыни – советы психолога. Гордость и гордыня: в чем заключается разница? Что такое гордость

Гордыня – это иллюзорное и необоснованное завышение собственных достоинств, и желание того, чтобы это признали все окружающие. Человек настолько увлечен своим кажущимся превосходством над другими людьми, что не замечает их преимуществ и достижений, равно как и пороков в себе. Что такое гордыня в православном понимании, что это за грех и можно ли его побороть.

В православии считается, что этот грех вошел в мир с падением Адама и Евы. Но появление этой страсти зафиксировано значительно раньше, еще до сотворения мира. Ее авторство принадлежит самому Люциферу.

Денница не захотел быть в подчинении у Всевышнего, самый могущественный ангел, охваченный гордыней, посчитал себя равным Богу. В результате мятежник был низвержен на землю, а затем и в преисподнюю, куда не доходит свет и благодать Божья.

Так и в земной жизни. В основе каждого бунта или революции лежит человеческая гордость, желание получить власть над другими людьми или выстроить свой «рай». Коммунисты, как и любые революционеры, были продолжателями дела Люцифера, хотели построить новый счастливый мир без Бога. О каком уж тут смирении могла идти речь. Такого слова даже не существовало в обиходе советских граждан.

Но с падением большевистского строя, мало что изменилось. Гордости в людях меньше не стало. В сознание стали внедряться новые ценности, ничем не лучше прежних. Построение рыночных отношений нацелило людей исключительно на успех и карьерный рост. Погоня за материальными благами заставила забыть о поисках Бога.

Внимание! Узнать, что такое гордыня можно из различных православных источников в интернете, а также на сайте Википедия.

Признаки

Если изобразить в виде дерева все грехи и пороки, которые можно встретить в человеке, то гордыня будет его корневой системой. По учению святых отцов, гордыня является источником всякого зла. В чем проявляется эта страсть.

Человек, носящий грех гордыни в сердце:

  1. Не замечает своих ошибок.
  2. Не воспринимает критики.
  3. Впадает в уныние от поражений.
  4. Завидует другим.
  5. Мучается от чужого успеха.
  6. Не находит себе покоя, когда кому-то лучше, чем ему самому.
  7. Пренебрегает людьми, которые ниже.
  8. Лицемерит и заискивает перед теми, кто выше его по рангу.

Все это есть признаки того, что гордыня в человеке разрослась непомерно. Подобные проявления греха можно искоренить внедрением в сознание смиренных помыслов, любви к ближнему.

Это может произойти естественным путем, ведь зачастую сама жизнь нас смиряет. Мы болеем, стареем, испытываем опыт разлуки с дорогими нам людьми, у нас не всегда получается, что мы хотим.

И все это происходит по причине нежелания бороться с грехом.

Наверное, так самому Богу угодно, чтобы больной гордыней человек встречал в своей жизни тысячи мелких и больших препятствий для того, чтобы знал, что не он командует миром и не является его хозяином, а есть Царь и Творец. Если человек смирится и будет во всем видеть промысел Создателя, ему будет намного легче жить.

Внимание! Человек должен смиряться сам, внутренне работать над собой, учиться видеть и распознавать свои грехи.

Если добровольно не ломать и крушить свою гордыню, усердно с ней не бороться, то искоренением этого греха займется Бог, потому что он нас любит и не хочет, чтобы люди стали похожи на демонов. Господь желает, чтобы мы имели в сердце милосердие, сострадание, молитву, веру, радость, простоту, поэтому сама жизнь нас будет смирять путем скорбей и проблем. Существует несколько проявлений греха гордыни.

Осуждение

Гордыня имеет разные виды. О ее присутствии в человеке можно узнать, например, по осудительным речам о ближних.

Гордость всегда считает себя более праведной, чем все остальные, так как любит возвышать себя над всеми, используя для этого любую, даже самую малейшую, возможность.

Сколько беспощадных оценок мы давали своим ближним, каждый раз забывая о том, что истинным судьей является Бог, так как знает все об этом человеке: мысли, обстоятельства и поступки, как в прошлом, так и в настоящем, а также будущем.

Часто Господь, видя, как христиане осуждают других, попускает впадать им в те же грехи. Это смиряет душу и помогает увидеть собственные пороки так же ясно, как и чужие. Только смерть может повести итог человеческой жизни. Мы видим, как правило, лишь часть айсберга, его верхушку. Многое в жизни и душе других людей для нас скрыто за непроницаемой завесой, поэтому нужно предоставить суд Богу, единому сердцеведцу и судии.

Раскол — наследие падших ангелов

Всегда есть люди, которые недовольны тем, что происходит в церкви. Они выискивают недостатки в работе церковной иерархии, сеют смуту и подозрения среди православных верующих, которым, наоборот, нужно объединяться.

В прессе, интернете есть много лживой информации и ложных свидетельств о священнослужителях и монашествующих.

Движет людьми, которые пишут подобные сообщения, исключительно гордыня, которая закладывает фундамент для любого раскола.

Сколько сейчас появилось новых церквей, какими именами они себя только не называют. И каждая из них утверждает, что это именно она чище и святее других. То же чувство легло в основу старообрядческого движения, так как руководствуется оно не любовью к Богу и желанию сохранить Его волю об устроении церковных обрядов, а высоким мнением о своей исключительности, праведности и ненавистью к патриарху Никону.

Единственный правильный способ исправить что-либо в церкви, - это взрастить свое собственное благочестие. А нерадивым иерархам пусть Бог будет судьей. Они были всегда и во все времена. Еще Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «…Беззаконники, обремененные тысячью преступлений, вторглись в церковь, откупщики сделались настоятелями…». Несмотря на это, святой никогда не призывал к расколу и безропотно подчинялся вышестоящим иерархам. Он знал, что это грех раскола, и его нельзя смыть даже мученической смертью.

Прелесть – бесовское искушение

Одним из самых страшных ответвлений гордыни является прелесть. У верующих людей она проявляется в виде необычных духовных переживаний, так как с ней они могут что-то почувствовать или даже предвидеть.

Такое случается, если человек свои подвиги и труды совершал напоказ, а не для Бога. В глубине души ожидал от окружающих людей похвалы и признания, и таким образом открылся для воздействия бесовского внушения.

В житиях святых подвижников есть многочисленные примеры бесовского прельщения. Один из отшельников, поддавшись действию враждебных сил, поверил в то, что к нему являются ангелы. Подвижник ни на минуту не усомнился в том, а достоин ли он такой чести и похвалы? И впал в прелесть, полностью доверился тому, о чем вещали ему ангелы «света». Однажды к отшельнику направился проведать его отец по плоти. Когда он был еще в пути, монаху явились демоны в ангельском обличье и поведали, что идет сам дьявол, приняв вид его престарелого отца. И посоветовали убить пришельца, как только он переступит порог хижины, что несчастный в точности исполнил. Это яркий пример того, к чему приводит гордыня.

Как победить демонов в себе

Как же справиться с грехом, привычкой превозноситься над ближними, презирать их, осуждать. Как преодолеть гордыню, какими способами с ней бороться.

Самый сильный из грехов побеждается наивысшей человеческой добродетелью — любовью к Богу и ближнему. Любовь к Создателю заключается в исполнении его заповедей.

Святые отцы говорят, что наиболее действенное оружие против гордости - это любовь. Как научиться любить ближнего и победить гордыню в своем сердце.

Любовь - это одна из главных заповедей, оставленных нам Богом на скрижалях Моисеевых. Но она и самая трудновыполнимая. Все остальные заповеди являются лишь естественным следствием любви к Богу и человеку или же ступеньками, ведущими к ней. Это чувство, которое роднит нас с самим Отцом Небесным, ибо «Бог – есть любовь».

К сожалению, далеко не все правильно понимают, что это такое. Часто за любовь ошибочно принимают те приятные моменты и ощущения, которые нам дарит общение с другим человеком. Мне с ним хорошо, значит я его люблю, - это неправильное понимание сути этого чувства. Такое потребительское отношение нельзя назвать любовью. Она очень быстро заканчивается, как только другой человек нас начинает чем-либо не устраивать.

Истинная любовь дает, и ничего не требует взамен. В ней заключен главный источник духовной вечной радости. И это совсем не то потребительское чувство, которое возникает в нас, когда мы получаем какие-либо материальные блага.

Любовь – это служение. Пример таких отношений дал нам Христос, когда умыл ноги своим ученикам. Так Он любит и нас, хотя мы грешные, ленивые и непослушные.

Чувство любви необходимо воспитывать в себе каждый день. Оно не может существовать без нашей помощи и усилий. Иначе очень быстро загаснет от случайных обстоятельств, настроения, поведения ближних. Любовь заповедана нам Христом. И награда за этот труд – Царство Небесное.

Но в начале придется буквально принуждать себя. Одолело плохое настроение – не заражай им других, они не виноваты в том, что у тебя что-то не получается в жизни. Обидел кто-то – пойди примирись первым. Гордость отступит от твоего сердца, и оно станет более восприимчивым для любви. Так побеждая себя день за днем, вскоре человек уже не сможет жить по-другому. Он будет, не переставая, дарить всем любовь.

В любви очень важно научиться видеть ценность другого человека. В любом из нас есть что-то хорошее, за что можно полюбить. Только научившись находить положительные качества в окружающих, можно изменить к ним отношение и перестать осуждать, превозноситься. Любовь прогоняет из души гордыню, так как не уживается с ней в пределах одного сердца.

Гордыня - противоположность Ничтожества, то есть, заниженной самооценки, очередная крайность, которая не приводит ни к чему хорошему. Гордыня и Высокомерие напрямую относятся к Самооценке человека, вернее к проблемам самооценки.

Как вы думаете, почему Гордыня в Христианстве считается смертным грехом и самым тяжким из всех грехов?

Гордыня по степени тяжести приравнивается к убийству другого человека. Задумывались ли вы, сколько судеб, сколько талантливых и умных людей загубила эта спутница успеха (гордыня)? Сколько чувств и взаимоотношений разрушено из-за гордыни? Но не стоит Гордыню путать с Гордостью, это кардинально противоположные понятия.

Что такое Гордыня?

Для начала, дадим несколько раскрывающих определений. Почему несколько? Потому что гордыня - это очень сложный и многоликий недостаток и очень опасный грех.

Гордыня - это завышенная самооценка, когда человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле, а так же, лучше, чем все остальные люди. Проблема в том, что это неадекватная оценка себя, которая ведёт к совершению роковых жизненных ошибок.
Гордыня - это неуважение к другим людям, которое проявляется как высокомерие, бахвальство, неблагодарность, невнимательность к другим и т.п.
А вот что говорит по этому поводу Википедия, определение ёмко и духовно грамотно, на наш взгляд.

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Вот ещё одно определение, которое мы считаем адекватным и отражающим суть гордыни

Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие - желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.

Гипертрофированная и разросшаяся Гордыня превращается в манию величия. Основные программы (установки) гордыни, с которыми нужно прощаться (заменять на адекватные убеждения).

Что обычно думает и говорит человек поражённый гордыней?

«Я самый лучший, самый красивый, самый умный, самый достойный, самый самый»…
«Я лучше других, умнее, сильнее, круче, и т.п.», «А это значит, что я больше других должен иметь, я имею на это право, я ведь лучше…», «А значит мне другие и весь мир должны на много больше, чем я должен им и этому миру», «А если я такой классный и мне все должны, значит не обязательно их благодарить, они ведь мне должны… не обязательно их ценить, это они должны ценить меня, я ведь на много лучше, чем все они…», и т.д.
Знакомо?

Если вы будете достаточно искренним с самим собой, то вы вспомните примеры из своей жизни, когда вы так думали, и чем это в конечном итоге заканчивалось. Вспомните примеры других людей, которые вели себя подобным образом, и какая у вас была реакция на такое их отношение и поведение.

Как обычно формируется гордыня или откуда она берётся?

1. Неправильное воспитание. Например, когда родители с детства внушают своему ребенку - «ты у нас самый лучший», «самый умный», «самый самый», «ты лучше других». Особенно плохо, когда это абсолютная неправда и не подкреплено жизнью. То есть, ребёнок ничего хорошего не сделал, а его хвалят и хвалят.

2. Когда человек не обучен работать со своей Самооценкой, не обучен работать со своими недостатками, правильно к ним относиться и устранять их. Тогда с первым же успехом, он начинает думать, что это он такой великий, а не Бог, Вселенная и Судьба ему благоприятствуют. То есть, когда человек присваивает себе все заслуги и успехи, что всё это только благодаря ему одному, его уникальности и гениальности.

Проблемы, которые порождает Гордыня

Грех Гордыни

Наверняка все для себя отмечали, что когда человека заносит Гордыня, с ним неприятно, а часто вообще невыносимо общаться и иметь дело. Правда неприятно, когда к тебе относятся с высокомерием и надменностью, как к человеку второго сорта? Всем не нравится такое отношение.

Когда человека начинает нести гордыня - с ним становится тяжело общаться, нормальные люди, уважающие себя, начинают сторониться такого человека и всячески избегать общения с ним. В конечно итоге он остаётся один, наедине со своей гордыней, недовольный всеми остальным людьми и их поведением.

Во многих Религиях говорят: Гордыня - это мать всех остальных грехов. Это действительно так и есть. Когда человека понесла гордыня, он начинает требовать незаслуженного к себе внимания - тщетной славы, а это и есть Тщеславие.

Поражённый гордыней человек, в ореоле собственного величия и уникальности - перестаёт видеть достоинства и таланты других людей, теряет ценность всего, что имеет в жизни, всего, что делают для него другие. Его поведение проявляется, как неуважение, высокомерие, надменность, в отдельных случаях, как хамство и драчливость. Такой человек становится невероятно мнительным, обидчивым и конфликтным.

Обидчивость - это качество, которое начинает расти у гордеца не по дням, а по часам. Справедливо говорят, что если человек не может спокойно выслушивать критику в свой адрес, если он при этом нервничает, дёргается и обижается - он поражён гордыней. Неспособность принимать конструктивные критические замечания - первый признак гордыни. А первая спутница гордыни - это обида, потому что для такого человека всегда и во всём будут виноваты другие, и во всех своих промахах и ошибках он обвинит других людей.

Гордыня - практически полностью останавливает развитие и личностный рост человека, он просто не может учиться. А куда ему расти, он же и так уже самый крутой и самый умный. И нет человека, который достоин быть его Учителем или наставником, он ведь выше всех остальных людей, вернее людишек. Но самое главное, неадекватность восприятия поражённого гордыней человека не позволяет ему видеть свои недостатки, а значит и исправлять свои ошибки. У него даже не хватает честности перед собой, чтобы хотя бы признать свою неправоту. А если он во всём прав и он не ошибается, то ошибаются другие, это они такие плохие, а значит не пристало ему работать над своими недостатками, нечего ему в себе менять, он и так просто супер.

По сути, Гордыня - это иллюзорное, то есть неадекватное восприятие себя, иллюзия. Эта коварная иллюзия поднимает человека настолько высоко, насколько ему позволит его воображение и растущая мания величия, а достигая своего максимума, гордыня бросает человека вниз в состояние ничтожества. Многие люди падая с высоты своей гордыни - разбиваются (рушат себя и свою судьбу) и больше никогда не поднимаются. Так что будьте осторожны!

На что заменяется Гордыня и Высокомерие?

Гордыня заменяется на - адекватное восприятие себя, уважение к себе и другим.

Адекватное восприятие себя - адекватная Самооценка: когда человек абсолютно спокойно признаёт как свои достоинства, так и свои недостатки, и работает с ними (устраняет и заменяет на достоинства).

Уважение к себе и другим - справедливое отношение: ценить не только свои достоинства и заслуги, но и достоинства и заслуги других людей. Честно и справедливо оценивать себя и других, а так же, справедливо выражать свою благодарность в словах, отношениях и делах.

Мы очень надеемся, что теперь, такой грех как Гордыня стал для вас более понятен, что непременно поможет вам уберечься от него. Ибо приходит он очень незаметно, даже с маленькими успехами и победами, а вырастает очень быстро за спиной человека, скрываясь от его глаз. А когда гордыня выросла и окрепла, что-то сделать с ней, победить её, по факту оказывается очень сложно.

Гордыня образ человека создаёт ненатуральный, и он живую Душу затмевает. Вот оттого философы из прошлого и гении сегодняшнего дня немного могут сотворить.
Так как, лишь первый сделав штрих, теряют сразу, самостью объяты, то, что было им дано вначале

Один из смертных грехов человека - гордыня. Ему, этому греху, подвержено большинство людей

Гордыню не следует путать с гордостью. В словаре Ушакова такое определение гордыни: непомерная гордость, высокомерие.

Греческий синомим – ги́брис, хю́брис - высокомерие, гордыня, спесь, гипертрофированное самолюбие.

Гордыня есть смертный грех, это многие знают. Но немногие понимают, что это смертный грех также для души, а не только для тела.

Проявляется гордыня так: человек считает себя выше других, не считает всех людей равными друг другу. Начинает осуждать других, завидовать им, ненавидеть других людей, вредить им, подчинять их себе и создавать жизненные неудобства. Даже в рамках одной семьи гордыня может быть разрушительно опасной. Горделивый супруг вечно предъявляет претензии, дает команды, “пилит”, осуждает – все, что угодно. В результате страдают оба.

Помимо последствий для других, в которых нет ни капли положительного, гордыня еще и опасна для самого человека. Гордыня может быть причиной самых разнообразных болезней, в том числе онкологии.

Удивительно, но часто гордыня бывает у верующих людей. Они осуждают остальных людей, живущих иначе, ставят себя выше их.

Духовная самость и есть вершина самого смертного греха – гордыни

Гордыня не дает человеку прощать и любить, он думает что его достоинство и его самого оскорбили, задели, а следовательно он должен как минимум не разговаривать с обидчиком и как максимум ему пакостить, грубить.

Человек, подверженный гордыне, ищет возможность возвыситься в своих собственных глазах над кем-нибудь. Заполучить желаемую оценку или самооценку, доказать всему миру, что он прав, а мир ошибается. Доказать свою исключительность, самостоятельность или ещё что-то, что сможет приподнять человека в собственных глазах. А если ещё и в глазах окружающих поднимется, так вообще будет море «позитива». Почему в кавычках? Потому, что наркоманы тоже получают непередаваемое удовольствие от наркотиков, но может ли такой позитив быть здоровым и здравым?..

Я думаю, все мы сталкивались (или даже обнаруживали в себе) с людьми, которые постоянно «умничают» и критикуют. Так они пытаются самоутвердиться, возвысится, получить оценку, и если эта оценка будет соответствовать их мнению о себе, вот она – долгожданная доза. Вот оно – счастье чувствовать себя самым-самым! Вот она – гордыня!

А зависимость от похвалы! Здесь даже расписывать ничего не надо. Наверняка, среди знакомых парочка-другая таких любителей быть высоко оцененными за красивые глаза или за тяжкие усилия, у вас найдется.

Какое “лекарство” от гордыни? Правильно, любовь Любовь может справиться с любыми негативными чувствами. Если человек любит, он забудет о гордыни, простит обиду, а ненависть вообще чужда любящему сердцу.

Стихотворение про Гордость и Гордыню

Сошлись однажды Гордость и Гордыня…

Гордыня, осмотревшись, свысока

сказала жёстко: «Гордость! Я отныне

хозяйка на Земле. А ты пока

уйди с дороги. Не мешай мне лихо

всем управлять. Я справлюсь без тебя».

И Гордость с ней не стала спорить.Тихо

лишь улыбнулась, молча отойдя.

Гордыня развернулась не на шутку:

смотрела на людей поверх голов,

не задержалась рядом на минутку,

не тратила на разговоры слов.

Не снизойдя до «низшего сословья»,

Гордыня видела одну себя.

И, оставляя за собой Злословье,

растила в себе собственное «Я»

и ничего вокруг не замечала.

Куда уж ей, «Великой», до забот?

Мольбы и просьбы ловко отвергала:

мол, и своих проблем невпроворот.

Гордыня окружила себя Лестью,

Подобострастьем, Властью, Суетой.

На Критику же отвечала Местью,

не разобрав причины ни одной.

«Купаясь» в Поклонении и Злате,

презрев навеки Божеский Закон,

Гордыня меркла, словно на закате,

Светило меркнет, прячась в горизонт.

И всё же, находясь в плену иллюзий,

Гордыня пребывает на Земле.

И, утвердившись лишь в немногих людях,

она «творит дела» в душевной тьме…

А где же Гордость? Что же с нею стало?

Куда девалась скромница сия?

Посмотрим, что к её рукам пристало?

Иль жизнь свою она сжигает зря?

С Гордынею, расставшись, незаметно,

пошла туда, где нет высоких слов.

Жила как все, и не гнушалась бедных,

не попирала нравственных основ.

Трудилась с упоением. И молча

Хулу сносила, Колкости, Навет.

И Чистоту в душе людей упроча,

Вновь возрождала Божеский Завет.

Она по крохам в души возвращала

слова Любви, Терпение храня.

В себе и Гнев, и Ревность побеждала

И укрощала собственное «Я».

Но Человеку Гордость помогала,

когда его топтали ни за что.

И, пораженья не боясь, вступалась

за Честь его. И отступало Зло.

Не плакала и Милость не просила,

с Достоинством лишения терпя.

Себя на пьедестал не возносила.

По Совести судила, а не мстя…

Вот жизнь опять свела двоих на тропке…

Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,

но не одна - в плену Мечтаний топких,

и так высокомерно говорит:

« Я вижу, Гордость, ты не преуспела!

Немного ж заработала ты льгот!

Вот Я, ты видишь, стала ж, кем хотела!

Живу теперь в Богатстве, без Забот».

Но Гордость ей без страха отвечала:

« Да, я тружусь, и в этом мой успех.

Любовь несу - она всему начало.

Я – Честь. А ты, увы, лишь смертный Грех.

Гордыня… Гордость… Корень в них единый.

Оттенков в поведении не счесть…

И если в Гордости пороки победимы,

Гордыне ж не знакомо слов Честь.

На тонкой грани Гордость и Гордыня

в сознаньи нашем борются весь век.

В себя какое принимает Имя,

таким и остаётся Человек.

Гордыня и причины образования данного личностного порока. В статье предоставляются практические советы по самостоятельному избавлению от проблемы с сопроводительными рекомендациями от специалистов.

Содержание статьи:

Гордыня - это чрезмерная уверенность в себе, заносчивость и высокомерие личности, которая ставит себя на ступеньку выше остальных. При этом пороке человек довольно часто считает себя незаслуженно обиженным, переживает, если его таланты не превозносят, сам же зачастую по-хамски ведет себя с окружающими. Гордыню порицает даже Библия, относя ее к семи смертельным грехам. Завышенное эго в большинстве случаев мешает адекватно оценивать существующую действительность, поэтому необходимо избавляться от такого отношения к себе и социуму.

Основные причины развития гордыни


Формирование надменности и высокомерности обычно базируется на следующих факторах:
  • Неправильная модель воспитания . Некоторые родители с самого детства внушают детям, что они лучше по всем параметрам своих сверстников. В итоге ребенок вырастает эгоистом, который уже в более зрелом возрасте начинает считать себя небожителем.
  • Везение во всем . Существует такая категория людей, которых любит Фортуна. Удачу по жизни человек начинает воспринимать как должный факт, приписывая ее своим исключительным способностям и становясь в конечном итоге зазнавшейся особой.
  • Обладание яркой внешностью . Красивые люди довольно часто откровенно гордятся своими выдающимися внешними данными. И они не упускают возможности получить максимум выгоды, а также подчеркнуть свое превосходство над остальными. В особо тяжелых случаях они превозносят себя настолько, что практически полностью теряют связь с окружающими, поскольку те не в состоянии выдержать надменного отношения и самолюбования.
  • Включение защитного механизма . Заниженная самооценка также может привести к показной гордыне, как и при наличии красивой внешности. Боясь быть осмеянным, человек с комплексами начинает демонстрировать свои «уникальные» умственные способности и ставить себя выше простых обывателей.
  • Проживание в мегаполисах . Некоторые снобы, имея свое жилище в крупных городах, открыто дают понять провинциалам, что они для них являются людьми второго сорта. Демонстрируют зазнавшиеся особы свое превосходство перед ними, даже не обладая иногда образованием и престижной работой.
  • Аристократические корни . Причины гордыни часто заключаются именно в этом факторе. Известные выражения «голубая кровь» и «белая кость» уже сами по себе свидетельствуют о том, что некоторые люди считают себя элитой общества.

Важно! Каковы бы ни были истоки образования гордыни, назвать подобных людей приятными особами довольно сложно. У них практически нет друзей, потому что мало кому понравится пренебрежительное к себе отношение.

Проявления гордыни у человека


Людей с описываемым складом характера вычислить несложно, потому что ведут они себя вызывающе и в некоторых случаях даже агрессивно:
  1. Игнорирование чужого мнения . Размышления близких и посторонних людей не просто не выслушиваются, а изначально опровергаются спесивцами. Для людей с гордыней не существует авторитетов, кроме точки зрения собственной персоны.
  2. Стремление быть первым . Можно даже сказать, что человек с подобным складом характера не пытается казаться лучшим из лучших, а считает себя таковым. Соперничество возникает только в том случае, если на его пути оказывается такой же гордец.
  3. Необоснованная критика людей . Несовершенство всех и каждого довольно четко формулируется человеком с неформатной моделью поведения. Иллюзия величия приводит его в конечном итоге к жестокосердию и полному отсутствию такта при общении с собеседником.
  4. Эгоизм . Гордецы обычно впадают в крайности, считая себя или центром Вселенной, или обладая множествами скрытых комплексов. При первой проблеме с таким человеком очень сложно поддерживать контакт, потому что он ради удовлетворения собственных потребностей способен совершать недостойные поступки.
  5. Желание руководить всеми . Считая даже ближайшее окружение мелкими людишками, персоны с признаками гордыни стараются стать лидерами в любом коллективе. Властность в данном случае переходит все границы дозволенных норм морали, вызывая недовольство у самых миролюбивых особ, которые столкнулись с подобным отношением к себе.
  6. Неумение быть благодарным . Гордецы принимают знаки внимания к своей персоне как должное событие. Разделяя людей по статусам и категориям, они не считают себя обязанными кому-либо по причине причисления их к более низкому рангу в социуме.
  7. Тщеславие . При существовании у индивидуума такого качества, как гордыня, он не может спокойно наблюдать за счастливыми и успешными людьми. Следовательно, особы со скверным и заносчивым характером будут стараться самоутвердиться за счет других во всех сферах человеческой деятельности.
  8. Хвастовство . Покрасоваться перед многочисленной аудиторией - отличительная черта гордецов. Множество из их рассказов о быте, любовных связях и стремительном карьерном росте на самом деле оказывается банальной ложью или бесспорным приукрашиванием фактов.
  9. Пафос . При наличии у человека гордыни все его речи будут наполнены пышными фразами и сложными терминами. Такой демонстрацией ума и начитанности они пытаются показать свое образование, делая акцент на том, что получено оно в известном и престижном учебном заведении.

Способы борьбы с гордыней в себе

Психологи утверждают, что подобный порок со временем может привести к полной деградации личности. Следовательно, необходимо всерьез задуматься, как избавиться от существующей проблемы.

Работа над собой при проявлении гордыни


Человек не может справиться самостоятельно только с теми патологиями, которые серьезно искажают его видение мира и своего места в нем. В иных случаях можно поставить на повестку дня следующие способы реабилитации себя как личности:
  • Признание наличия проблемы . Первым шагом к реализации своей мечты стать полноправным членом социума должно стать решение понаблюдать за собственным поведением со стороны. Гордыня не является врожденной особенностью характера, потому что с подобным пороком не появляются на свет, а формируют его у себя сами в течение жизни.
  • Анализ собственных амбиций . После признания существования определенной проблемы следует уяснить, что именно раздражает человека в других людях. Можно ограничить общение с такими личностями, не проецируя их недостатки на буквально каждую особу. Однако в большинстве случаев детальный анализ показывает всю необоснованность личных претензий к большинству людей.
  • Ведение дневника . Рекомендуется разделить его на две части, в которых будут описываться положительные моменты гордыни и негативные последствия ее появления. После недельного наблюдения по такой схеме многие люди будут неприятно удивлены сопоставлением обоих разделов дневника.
  • Обучение смирению . Подобное качество очень помогает в жизни, потому что человек не пытается прыгнуть выше своей головы. Однако гордецу не стоит впадать в крайности и пытаться вместо осмысления своих поступков заниматься самобичеванием, становясь при этом марионеткой в руках некоторых нечистоплотных в помыслах личностей.
  • Отказ от оценивания людей . Ближайшее окружение строптивца и посторонние ему люди вовсе не обязаны соответствовать его критериям нравственности и выдуманным нормам поведения в обществе. В ответ на подобное желание изменить знакомых или коллег он получит исключительно волну негатива, которую можно предотвратить путем абстрагирования от чужих недостатков.
  • Обучение вежливости . Культура общения подразумевает толерантность и чувство такта по отношению к собеседнику. Это правило должно стать законом для человека с пороком в виде гордыни. Можно при этом ознакомиться с работами Дейла Карнеги «Язык успеха», «Как располагать к себе людей» и «Как завоевывать друзей».
  • Работа над самореализацией . Необходимо не страдать от мании величия, а на самом деле ежедневно работать над собой. Гордецам очень часто свойственно чувство зависти к более успешным особам. Такого негативного всплеска эмоций у них не произойдет только в том случае, если они сами состоятся как личности.
  • Принятие конструктивной критики . На любое оскорбление сложно не ответить какой-либо колкостью, но при мудрых советах необходимо научиться прислушиваться к ним. В некоторых случаях чужой опыт бывает бесценной информацией. К тому же людей располагает к себе собеседник, который умеет слушать и уважает их мнение.
  • Альтруизм . Подобное противостояние собственному эгоизму станет отличным средством борьбы с гордыней. К тому же изменения в поведении в этом направлении позволят расширить круг своего общения и приобрести настоящих друзей.
  • Выполнение грязной работы . Некоторые люди, которые считают себя элитой общества, отказываются от каких-либо неприятных для них занятий. При желании избавиться от гордыни можно поработать на огороде или самостоятельно сделать генеральную уборку в доме. Наступил новый этап в жизни, когда необходимо забыть о прежних привычках белоручки.
  • Отказ от друзей-льстецов . Гордыня может появиться даже у толерантной особы, перед которой откровенно лебезят лицемерные приятели. Делается это как из желания сблизиться с более популярной в обществе личностью, так и в корыстных целях. Подобное общение не принесет ничего, кроме вреда, поэтому необходимо держаться подальше от неискренних людей.
  • Использование молитвы Покаяния . Верующим прихожанам поможет данный способ избавления от гордыни. К тому же во время ее прочтения душа успокаивается, и из сознания уходят все мрачные мысли. Слова молитвы могут быть произвольными при обязательном условии, чтобы они шли от самого сердца.
Любой из предложенных способов ликвидации в своей душе гордыни является доступным методом для каждого человека. Главное при этом - иметь стремление исправить ситуацию и наладить контакт с окружающими людьми.

Помощь психологов при желании избавиться от гордыни


Параллельно с собственными попытками изменить свою жизнь к лучшему можно реализовать на практике следующие советы от специалистов:
  1. Метод мысленных поклонов . Этот способ довольно популярен в азиатских странах, где также хватает своих гордецов. При встрече даже с более низкой по статусу и достатку особой в сознании необходимо поклониться ей. Таким образом будет выполнен акт уважения, который эффективно борется с амбициями высокомерной личности.
  2. Метод проецирования . При наличии у себя гордыни необходимо мысленно представить внутренний диалог своих знакомых. В беседе с ними однозначно проскальзывали какие-либо полунамеки на недовольство поведением спесивца. Думая нелестно о других людях, следует предположить, какого мнения со своей стороны они могут быть о высокомерной особе.
  3. Анализ-сопоставление . Антигерои всех времен и народов всегда были гордецами даже при существующих у них комплексах. Этот список можно начать с Люцифера (Сатаны) и закончить диктаторами, которые виновны в уничтожении огромного количества людей. Небольшому проценту пациентов после такого сеанса у психотерапевта с сопроводительной тематической беседой захочется быть похожими на особ с отрицательной энергетикой.
  4. Метод анализа тленной славы . Минута триумфа за счет унижения другого человека не стоит одиночества в будущем после осуждения ближайшим окружением. При вопросе, как избавиться от гордыни, следует совершить виртуальное путешествие в будущее, чтобы спуститься с небес на земле и трезво оценить свое отношение к людям.
  5. Принцип «внутреннее равно внешнему» . Некоторые факторы извне необходимо изменять параллельно с коррекцией собственного «Я». Можно на время сменить обстановку, заменив ее на более скромные апартаменты. Рекомендуется также пересмотреть свой рацион питания, заменив дорогостоящие деликатесы на более дешевые полезные продукты.
  6. Групповая терапия . В некоторых случаях специалисты рекомендуют гордецам пообщаться с людьми с такой же проблемой. Чужой горький опыт часто воспринимается лучше, чем учеба на собственных ошибках. Во время таких сеансов пациенты рассказывают о себе, признавая факт наличия в своем характере высокомерия и заносчивости.
Как избавиться от гордыни - смотрите на видео:


Поставленный себе вопрос, как бороться с гордыней, уже свидетельствует о желании человека изменить свою жизнь и отношение к другим людям. Остается только прислушаться к озвученным рекомендациям, чтобы раз и навсегда избавиться от существующей проблемы личностного характера.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

Загрузка...
Top