История зеркала: от древности до наших дней. В какой стране и когда появилось первое зеркало? Когда придумали зеркало

Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

Применение

Применение в быту

Первые зеркала были созданы для того, чтобы следить за собственной внешностью [ ] .

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров , чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Такая традиция возникла ещё в средние века, как только во Франции появилась техническая возможность создания больших зеркал, не столь разорительно дорогих, как венецианские. С того времени ни один гардеробный шкаф не обходится без зеркал [ ] .

Зеркала в качестве рефлекторов

Применение в научных приборах

Как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические , параболические , гиперболические и эллиптические зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах - спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

  • Зеркальные фотоаппараты
  • Объективы , например, зеркально-линзовый телеобъектив системы Максутова (МТО).
  • Перископ и зеркальный псевдоскоп

Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала

В тех случаях, когда обзор человека по каким-либо причинам ограничен, зеркала особенно полезны. Так, в каждом автомобиле , на дорожных велосипедах имеется одно или несколько зеркал , иногда слегка выпуклых - для расширения поля зрения .

На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

В системах видеонаблюдения зеркала обеспечивает обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

Полупрозрачные зеркала

Полупрозрачные зеркала иногда называют «зеркальными стёклами» или «односторонними стёклами». Такие стёкла применяются для скрытного наблюдения за людьми (в целях контроля над поведением или шпионажа), при этом шпион находится в тёмном помещении, а объект наблюдения - в освещённом. Принцип действия зеркального стекла в том, что тусклый шпион не виден на фоне яркого отражения.

Применение в военном деле

В средневековых текстах зеркало является образом , символом иного мира. Зеркало есть символ вечности , поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла - «Алиса в стране чудес » и «Алиса в Зазеркалье ». Аналогичный приëм использовал Гастон Леру : в книге «Призрак Оперы » Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство Кривых Зеркал попадает Оля - героиня одноимённой повести-сказки Виталия Губарева и поставленного по ней

Вконтакте

Одноклассники


Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная… лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы. В дело шли камень (пирит, ) и металл (золото, серебро, бронза, олово, медь). Возраст самых древних зеркал - около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.

Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только было, мягко говоря, немного искаженным.

Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности, а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Хоть они и пользовались большим уважением и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Довольно долгое время делали и продавали только в Венеции. Однако в ХVII веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата - всего 3 тысячи! Министр считал, что грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния. Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это «великолепие» слишком дорого обошлось стране. И Кольбер решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура.

Именно во Франции придумали получать стекло не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Плоское стекло «смачивал» ртутью и приклеивали таким образом на его поверхность тонкий слой олова.


В Средние века зеркало не жаловали. Зеркала того времени – выпуклой формы с темной поверхностью – вызывали суеверный страх и именовались не иначе как зеркалами колдуний. Каждая приличная ведьма имела в своем арсенале не только большой котел для приготовления снадобий, но и маленькое зеркало. Его полагалось подпитывать светом полной луны, а днем прятать от солнца. Считалось, что с помощью этого магического предмета ведьма может наводить порчу и сглаз, вызывать дьявола и удерживать взаперти демонов и злых духов.

Инквизиция смотрела на зеркала с подозрением. Так, в 1321 году девицу Беатрис де Планиссоль обвинили в ереси и приговорили к пожизненному заключению только за то, что среди ее вещей было найдено зеркало. Сам факт обладания такой вещицей мог привести женщину не только в тюрьму, но и на костер. Недолюбливали зеркала и на Руси – вплоть до XVII века их не выставляли напоказ, а занавешивали тафтой или прятали в сундуках.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

В России в эпоху Петра I зародилось много новых ремесел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве - «амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины». Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.

Менялись различные архитектурные стили и моды, но зеркалу всегда находилось место. В XIIV веке строгая готика сменилась пышным барокко. Ну, как тут обойтись без зеркал! Они использовались и как отделка стен и каминов во дворцах, и как украшение скромного жилища простых граждан. К началу XVIII века на смену барокко пришло рококо, самый изнеженный и утонченный стиль. Тут уж строятся целые зеркальные комнаты и галереи. В Версальской зеркальной галерее, например, 306 зеркал как бы раздвигали стены помещения и усиливали силу света, исходящего от свечей и люстр. Потом рококо сменилось строгим классицизмом - зеркала стали украшать парадные лестницы, бальные залы, жилые помещения. С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода.


С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Другая легенда гласит, что Пресей убил Медузу-Гаргону, используя зеркальное отражение своего щита. Ее взгляд должен был превратить героя в камень, но заслонясь и не встречаясь с Медузой взглядом, он смог отрубить ей голову, видя лишь ее отражение.


Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Предмет зеркало - широко использовалось в произведениях древней китайской литературе. Древние литераторы зачастую с зеркалом сравнивали полную луну, или честного благородного мужа. Иногда зеркало служило метафорой человека проницательного ума с широкими взглядами на мир. Выражение «Разбитое зеркало вновь обрело прежний вид» обозначает счастливое воссоединение ранее разлученной супружеской пары.


История это произошла в 9 веке нашей эры, когда на севере Китая правила могущественная династия Суй, а юг страны был раздроблен, там находилось множество мелких удельных царств. Государство Чэн со столицей Цзянькан как раз и было одним из таких удельных царств. Династия Суй давно хотела присоединить к своим владениям земли Южного Китая и в любой момент была готова атаковать южные царства.

Сюй Дэянь был камергером императора государства Чэн по имени Чэн Шубао. Сюй был женат на младшей сестре императора принцессе Лэчан. Молодая супружеская чета жила в любви и согласии сильно любили друг друга. Сюй хорошо знал ситуацию в царстве, он глубоко переживал слабость власти и упадок Чэн. Он понимал, что страна стоит перед неминуемой гибелью.

Однажды он, опечаленный, сказал жене: « В нашем царстве скоро начнутся большие волнения. Мне придется встать на защиту императора и нам тогда придется разлучится. Но если мы живы, мы обязательно будем вместе. Находясь в разлуке мы должны оставить талисман, как свидетельство наших чувств и надежду на будущую встречу».

Принцесса ЛэЧан была полностью согласна со своим мужем. И тогда Сюй Дэянь принес одно бронзовое зеркало и расколол его на две части, оставив одну часть себе, а другую отдал жене, наказав ей бережно хранить ее. Сюй сказал ей, что если они надолго расстанутся, то 15 числа 10 месяца по лунному календарю пусть она попросит слугу продать половину зеркало на рынке. Он обязательно придет на зов возлюбленной и с помощью своего осколка восстановит зеркало. Так они снова будут вместе.


Количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

Существуют поверья и мифы, что в зеркале не отражаются вампиры, привидения. Возможно это связанно с тем что в древности люди верили что зеркала не только отражают внешний вид человека, но и его душу, а так же могут ее хранить в себе. Таким образом, лишенные по легендам души, вампиры, не могли отражаться в зеркалах.

На Руси зеркала наделялись магическими свойствами: ни одно святочное гадание не обходилось без ровной зеркальной глади, повторяющей трепет огонька свечи. Молодые девушки старались увидеть в отражении своего суженого.

Статьи на тему:

  • Дело № 14. Лжедегустатор Наверное уже и до вас дошли слухи о бесконечных пари, которые заключаются в ресторане «Виноградная лоза». Дело в том, ресторан располагает собственными […]
  • Проведенный по заказу кинокомпании Warner Bros. опрос среди британцев выявил, что современным парам труднее всего сохранить романтику уже после трёх лет отношений. Ранее переломный […]

Вконтакте

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.

Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех, зеркала ванны и раковины.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета, зеркальная комната - унитазы отечественные: ", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала.

Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство, монолит - строительство коттеджей.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, аренда квартир - сдам квартиру, чтобы приобрести зеркальную.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.


Южноамериканские индейцы считали зеркало порталом в иной мир – тот, в который не проникнуть человеку. Китайцы научились делать «волшебные» зеркала, а венецианцы – баснословно дорогие. И, пожалуй, нигде в мире это таинственное изобретение не оставили без шлейфа легенд, поверий, проклятий и загадок, многие из которых существуют и по сей день.

Зеркала бронзового века


М. де Караваджо. "Нарцисс"

Когда-то увидеть свое отражение можно было разве что заглянув в водоем со стоячей водой, как это сделал Нарцисс из древнегреческой мифологии. Но вот появилось зеркало – точная история, как и время его возникновения теряется в очень давнем прошлом. По всей видимости, все началось с отполированных пластин из обсидиана – природного вулканического стекла.


Такие находки были сделаны на территории современной Турции и датированы седьмым тысячелетием до нашей эры. Это был уже бронзовый век, и помимо обсидиана в качестве материала для изготовления отражающего предмета, постепенно стали использовать именно этот сплав меди и олова. Бронзовые зеркала изготавливали круглыми – по форме Солнца – и в знак почитания главного божества, и в знак того, что именно солнечные лучи отражает зеркало.


Вероятно, к идее создания гладких отполированных поверхностей разные культуры мира пришли самостоятельно, во всяком случае, зеркала, изготовленные в эпоху бронзы и в начале железного века, находят в разных уголках земного шара. У многих народов зеркало использовали в магических обрядах и наделяли волшебными свойствами. А в Древнем Китае в качестве подтверждения своей магической природы некоторые бронзовые зеркала демонстрировали, казалось, настоящее волшебство. Плоские с одной стороны и украшенные узором и рельефом с другой, они, как и положено, показывали отражение того, что было перед ними. Но если с помощью такого зеркала отражали солнечный свет, направив его на стену, вместо обычного солнечного зайчика на стене становился виден узор с тыльной стороны.


Для древнего человека эта демонстрация не представляла собой, возможно, серьезной головоломки, ведь зеркалам и без нее приписывали связь с иным миром, но интересно то, что точного объяснения такого свойства некоторых китайских волшебных зеркал не получено до сих пор. Выдвинутые версии – в том числе о небольших искривлениях поверхности зеркала, о воздействии кислоты, создающей на полированной стороне невидимый глазу узор – могли бы объяснить получаемый эффект, и такие эксперименты были успешно проведены специалистами, но все же секрет китайских мастеров, который пролил бы свет на древнюю профессию зеркальных дел мастера, остается неустановленным. Далеко не все изготовленные в Китае зеркала обладали «волшебными» свойствами, вообще же производство этих бронзовых предметов, украшенных разного рода орнаментами, уже к концу первого тысячелетия до нашей эры приобрело массовый характер.


Большое количество древних зеркал было найдено в Сибири, в Минусинской котловине – несколько сотен изделий из бронзы, относящихся к разным периодам и разным культурам. На тыльной стороне встречаются не просто орнаменты, а целые сценки, особо подчеркивающие ритуальное значение зеркала для его обладателя. Очевидно, часто эти предметы выполняли роль амулета.
Из Китая зеркала попали на Корейский полуостров, откуда способ их изготовления переняли японцы. В периоды Яёй и Кофун бронзовое зеркало оставляли в могиле правителей и аристократов – как способ помочь умершему попасть в загробный мир. В буддизме, который пришел на острова в шестом веке, зеркала тоже выполняли ритуальные функции.


Зеркала в античности

Из Месопотамии и Древнего Египта, где для получения отражающей поверхности использовали отполированную медную пластину, технология изготовления зеркала попала в античный мир. Зеркала изготавливали, в частности, на Кипре, где находилось крупное месторождение меди. А потому богиня Афродита – прозванная Кипридой по месту своего рождения – часто изображалась с зеркалом, которое одновременно было символом женской красоты. По некоторым версиям, именно зеркало держала в руках знаменитая статуя Венеры Милосской. К зеркалу относились с уважением и философы: Сократ призывал смотреть на свое отражение, чтобы познать, а затем и улучшить самого себя.


Чудодейственную силу зеркального отражения греки воспели в мифологии – в схватке с Медузой Горгоной именно оно помогло Персею победить: чтобы не встречаться взглядом с чудовищем, превращающим все живое в камень, герой вел битву, глядя в свой щит, как в зеркало, и смог отсечь Медузе голову. А вот «зеркало Архимеда» имеет уже не столь мифологическую природу, хотя достоверность самого факта сожжения вражеского флота с помощью «луча смерти» ставится под сомнение. Традиционно считается, что в битве под Сиракузами греческие воины использовали придуманный Архимедом способ поджечь корабли противника, направив на них отраженные от щитов солнечные лучи.


Знак женского пола, "зеркало Венеры", восходит к традиционной форме античных зеркал

Металлические и каменные зеркала, хоть и выполняли свою функцию, все же имели существенные недостатки – они нуждались в постоянной полировке, а отражение получалось темным и нечетким. В этом у металлических зеркал существенно выигрывали стеклянные, первые из которых начали создавать в первом веке нашей эры на территории современного Ливана.

Стеклянные зеркала в Европе

В Европе же производство стеклянных зеркал ведет отсчет с XIII века. Для их изготовления использовали сосуд из стекла, в который в процессе выдувания наливали расплавленное олово, затем застывшее изделие разбивали, и из осколков делали зеркало.


Процесс был трудоемкий и дорогой, в состав отражающего свет вещества стали добавлять золото. Стоимость изделий была чрезвычайно высока – позволить себе иметь в доме зеркало могли только очень состоятельные люди. В уплату за одно такое изделие отдавали и поместье, и морское судно. Интересно, что куда дешевле было заказать собственный портрет у гениального мастера – так, собственно говоря, и поступали желающие всегда иметь под рукой свое «отражение».


В XVI веке мастера с острова Мурано впервые создали плоское зеркало – путем разрезания еще горячего стеклянного цилиндра и раскатывания половинок на медных пластинах. Зеркала получались чистыми и блестящими. Изобретение оценили во Франции – там оно в прямом смысле слова пришлось ко двору, королевская семья стала главным заказчиком зеркал, а в 1665 году в стране открылась первая собственная мануфактура.


Благодаря развитию зеркального производства стало возможным написание автопортретов, давших потомкам представление о внешнем облике живописцев прошлого. Да и в своей работе мастера использовали возможности зеркал – Леонардо да Винчи советовал художникам смотреть на отражение своей работы, чтобы оценить ее достоверность и гармоничность.


На картине Рубенса демонстрируется популярный в искусстве прием "эффект Венеры", когда человек перед зеркалом смотрит не на свое отражения, а на зрителя

Позже жидкое стекло стали выливать прямо на отражающую поверхность и раскатывать, а в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих изобрел способ серебряного напыления, технологию, применяемую и в настоящее время. Сложно переоценить практическое значение зеркала в современном мире – оно используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности. Однако магический, потусторонний характер предмета, позволяющего заглянуть в другой мир, в зазеркалье, по-прежнему остается одной из главных особенностей зеркал.


А. Стеенвинкель. "Двойной автопортрет"

Современный человек, пусть не верит мифам прошлого, все же читает про Зеркало Еиналеж в саге о Гарри Поттере, верит в многочисленные приметы, связанные с зеркалами, выполняет старинные ритуалы – например, заглянуть в домашнее зеркало, вернувшись с дороги за забытой вещью.
Несмотря на все накопленные знания, многовековая культура человечества подсказывает, что лучше относиться к зазеркалью осторожно и с уважением – как это делали цивилизации прошлого.


Э. Мане. "Бар в Фоли-Бержер"

Картина "Бар в "Фоли-Бержер" - одна из тех, что заставляют зрителя - всему виной загадочное отражение в зеркале.

Сколько раз мы слышали или читали сказку о злой королеве и прекрасной Белоснежке! - К огорчению королевы, волшебное зеркало считало самой красивой на свете Белоснежку. Кто может сказать, сколько раз женщины искали в зеркале ответ на волнующий вопрос?! Зеркало, к сожалению, молчит, потому что оно не волшебное, и каждый должен сам угадывать ответ.

Когда-то давно человек в первый раз наклонился над родником напиться и увидел на поверхности воды самого себя. Поскольку прежде он никогда не видел своего лица, то очень испугался и подумал, что на него смотрит водяной. Быть может, именно поэтому наша фантазия создала так много водяных духов с человеческим обликом, с хвостом и без него. Согласно греческой мифологии, реки и озера в старину буквально кишели ими, свободного пространства у них было столь же мало, как в теперешнее время летом на пляже. Позднее человек догадался, что в воде он видит собственное отражение, но само явление оставалось по-прежнему для него необъяснимым и загадочным. Осталось желание вновь и вновь смотреть на себя. Так возникла потребность в зеркале, вместе с тем человек начал искать более надежные способы удовлетворить свое желание, чем гладь воды. Для этой цели подходили отполированные камни, например обсидиан и пирит, металлы с блестящей поверхностью - медь, бронза, серебро и золото, горный хрусталь и даже темная древесина. Эти материалы были в большинстве своем дорогими, и для простого народа еще долгое время единственным "зеркалом" оставалась поверхность воды. В мифологии многих народов сохранились предания, связанные с зеркалом. Наиболее известна из них, пожалуй, история о прекрасном юноше Нарциссе, который влюбился в собственное отражение в родниковой воде и не нашел сил отойти от родника. В наказание за самовлюбленность и кокетство боги превратили юношу в цветок - нарцисс, ставший позднее символом забвения и смерти.
  
  О человеке, первым изобревшем зеркало, имеется неисчислимое множество версий. По библии, им был Тубал-каин, первый на земле медник. Египетские и древнееврейские зеркала были большей частью медные. По Гомеру, у жены Одиссея Пенелопы было золотое зеркало. В Риме предпочтением пользовались серебряные зеркала, оборотная сторона которых была покрыта золотыми пластинами. Необычайно красивые зеркала изготовляли вплоть до прошлого столетия в Китае и Японии. У китайцев зеркальный сплав состоял из 80 частей меди, девяти частей свинца и восьми частей сурьмы. Китайские зеркала были круглыми по форме, с диаметром 10-20 см. Древнейшее японское зеркало является якобы подарком бога Солнца и входит в регалии империи.
  Изначальное и важнейшее назначение зеркала было, конечно, чисто утилитарное - видеть собственное отражение. Лишь позднее оно стало приобретать и другие функции, декоративные или ритуальные. К третьему тысячелетию до н. э. относятся в египетском искусстве изображения круглого ручного зеркала. Такие зеркала обнаружены и в захоронениях. Как предмет роскоши зеркало быстро превратилось в произведение прикладного искусства. Оборотную сторону использовали для декора.
  Есть предположение, что в Египте и Риме, где производство стекла достигло к тому времени высокого уровня, встречались и стеклянные зеркала. По сведениям римского писателя Плиния, в Сидоне (на Ближнем Востоке) изготовляли стеклянные зеркала с темной поверхностью, которые могли быть имитацией древних обсидиановых зеркал. К сожалению, до нас не дошло ни одного стеклянного зеркала античной эпохи.
  
  После распада Римской империи и античной культуры в Европе наступила продолжительная пауза в производстве как стекла, так и зеркал. Маловероятно, конечно, что женщины в течение почти целого тысячелетия не питали интереса к своей внешности. Очевидно, они пользовались металлическими зеркалами, хотя первые средневековые зеркала сохранились лишь с тринадцатого века. Они изготовлены из полированного металла или горного хрусталя. О существовании зеркал упоминается и в средневековой литературе. В 625 году римский папа Бонифаций Четвертый послал в подарок английской королеве Этельберге серебряное зеркало. Изображения ручных зеркалец и зеркальных шкатулок обнаружены и в Шотландии на каменных скульптурах, датируемых 7-9 веками. Французский философ Винсент Бове писал в 1250 году, что самыми лучшими являются стеклянные зеркала, покрытые свинцом. В Германии зеркала стали изготовлять на рубеже 13-14 веков.

  
  Четырнадцатый век вошел в историю европейской культуры как галантный век, когда в центре внимания утонченного светского общества была элегантно одетая женщина. Зеркало стало незаменимым предметом туалета светской дамы. Появились большие и маленькие настенные, круглые и овальные ручные и миниатюрные карманные зеркала. Оборотную сторону украшали прекрасные миниатюры, изображающие обычно любовные сцены. В средневековье предпочитали чуть выпуклые зеркала. Сферические зеркала в средневековье изготовляли из шарообразных стекол, изнутри их покрывали амальгамой и разделяли на сегменты.
  Массовому распространению зеркал способствовало основание на острове Мурано в 13 веке стекольных мастерских. Зеркала изготовляли из надувного стекла, оборотную сторону покрывали графитной амальгамой. Венецианские зеркала завоевали популярность во всей Европе, их производство продолжалось до 17 века. Затем постепенно первенство захватила Франция, где в 1688 году был найден метод плавки зеркального стекла. Вместе с этим зеркало приобрело новую функцию - оно стало важным элементом внутреннего оформления помещения. Листовое стекло можно было плавить в заметно больших размерах, чем надувное, зеркальными теперь стали стены от пола до потолка и даже потолок. Появились зеркальные комнаты и целые зеркальные галереи. В Версале, например, зеркальная галерея насчитывает 306 зеркал. Использовались возникающие при этом новые и неожиданные оптические эффекты.
  
  Зеркалами украшали не только большие бальные залы, они были и в других помещениях. Чем меньше и интимнее было помещение, тем красивее зеркало, в результате оно почти утеряло свое основное назначение, главенствующим стало его обрамление. Каких только декоративных материалов не использовалось для декора! Прежде всего экзотическая древесина, а также местные ценные породы деревьев (орех, травленое грушевое дерево) и даже простая позолоченная древесина. Из металлов использовали полированную сталь, бронзу, позолоченное серебро. Венецианские мастера достигли непревзойденного мастерства в применении стекла как элемента оформления рам. Маленькую поверхность зеркала с выгравированной посередине грациозной женской фигуркой или растительным орнаментом обрамляли нежно-синие и розовые стеклянные цветы, листья, лозы. Одно из таких зеркал, подарок правительства Венеции, попало позднее в качестве приданого в Эстонию.
  То, что человек мог видеть себя в зеркале, породило с самого начала веру в магические свойства зеркала. Бытовало, например, мнение, что младенцам, не достигшим года, нельзя разрешать смотреть в зеркало, иначе они вырастут кокетливыми и высокомерными. Греческий философ Платон рекомендовал пьяным и озлобленным глядеть в зеркало, чтобы прочувствовать свой стыд и пороки. Сократ предостерегал молодых: если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту безобразным поведением и неблаговидными поступками. Те же, кто видит себя в зеркале некрасивым, должны стремиться исправить недостаток природы прилежанием и разумом.
  
  В Греции смотрели в зеркало, чтобы узнать, выздоровеет ли больной. Александр Македонский и царь Соломон якобы имели зеркала, в которых они могли видеть будущие события. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла Гефест сделал своему другу - богу вина Дионису такое зеркало, с помощью которого тот мог создавать существа по своему подобию.
  Довольно обширный трактат о зеркалах опубликовал на рубеже 17-18 веков журнал "Journal des Luxus und der Moden". Это было восхваление прекрасных свойств зеркала; здесь я привожу лишь некоторые из них:
  "Зеркало - символ правды и честности. Если хороший друг - лучший подарок всевышнего, то вторым его даром можно считать зеркало. С какого времени во Франции появились утонченные манеры? С того времени, как правительство Кольбера (17 век) сделало доступным для всех зеркало. Почему раньше в Италии уровень культуры был выше, чем во Франции? Потому что в Италии начали раньше пользоваться зеркалами. Почему парижане образованнее провинциалов? Потому что в провинции зеркал меньше, чем в Париже. Почему наши дамы стали одеваться с большим вкусом и носить более красивые прически? Потому что появились зеркала, в которых дамы могут видеть себя с головы до ног. Почему в монастырях заметно стремление к свободе? Почему монашки так охотно покидают кельи? Потому что в монастырях нет зеркал. Мужчины и женщины в крупных городах носили бы на лице печать своих грехов, если бы не зеркало, которое помогает им маскироваться. Зеркало, однако, не только оставляет приятное впечатление, оно воздействует на нас. Характер улучшается, когда мы видим, сколь безобразным делает нас злость. Так же, как совесть является зеркалом наших мыслей, так и зеркало является совестью нашей внешности. Из всего этого следует, что зеркало, без сомнения, одно из полезнейших открытий".
  
  Что из вышеприведенного считать заслугой зеркала, оставалось решать, конечно, читателю. Действительная же причина, побудившая автора этих строк столь восторженно отзываться о зеркале, выясняется в конце статьи, где автор скромно замечает, что у него можно купить зеркало любого размера и любой цены. Упомянутый в начале статьи Кольбер был министром Франции, по инициативе которого стала развиваться стекольная промышленность. В числе его наследства было обнаружено несколько зеркал, одно очень большое венецианское, размером 0,6х1 метр, оценивалось в 8000 ливров. Для сравнения отмечу, что значившаяся в этом же списке картина Рафаэля оценивалась всего в 3000 ливров.
  Среди зеркал отдельную группу образуют кривые зеркала, возле которых даже мрачный человек начинает смеяться самым здоровым смехом - смеяться над собой.
  
  Волшебных зеркал, которые могли бы дать ответ красавицам, как в сказке о Белоснежке, нет. Но некоторые чудесные зеркала изготовляли все же, в том числе и на Дальнем Востоке. Самое интересное зеркало сделал своей возлюбленной якобы один китайский художник, в нем женщина до конца своей жизни видела в зеркале себя молодой и красивой. Близки к нему и продававшиеся у нас в старину на ярмарках простые зеркальные осколки, прикрепленные к раскрашенной дощечке на скрученной из проволоки ножке. По мере того, как старел его обладатель, тускнело зеркало и становились незаметны морщины.
  Испокон веков человек хотел знать, кто самый умный, самый сильный, самый умелый, самый красивый. Если в спорте эти вопросы решали состязания, то о красоте исчерпывающий ответ давало зеркало. И поныне смотрят девушки в зеркало с немым вопросом на устах: "Свет мой, зеркальце, скажи...".
Загрузка...
Top