Длительность сосредоточения внимания на объекте называется. Психология. Развитие психики и сознание. Внимание. Тест для самопроверки. Особенности развития внимания

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции …
З. Фрейда
Г. Лейбница
К. Юнга
А. Адлера

2. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…
концентрация
переключение
распределение
объем

3. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
рефлексия
восприятие
внимание
память

4. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
самооценкой
самопрезентацией
самовосприятием
самоощущением

5. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как…
объем
концентрация
распределение
переключение

6. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который представляется при этом ясно и отчетливо. Эта направленность…
избирательная
рассеянная
неосознаваемая
распределенная

7. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…
ощущение
восприятие
память
внимание

9. Техника медитации заключается в …
концентрации внимания субъекта
том, чтобы сузить поле экстравертированного сознания
замедлении метаболизма
все ответы верны

10. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…
непроизвольным
произвольным
послепроизвольным
зрительным

11. Второй стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития

сознание

12. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является …
способность к поисковому поведению
наличие чувствительности
способность к гибкому приспособлению к среде
умение проигрывать действия во внутреннем плане

13. Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной
5 ± 2
6 ± 2
7 ± 2
8 ± 2

14. Высшая форма психики, продукт исторического развития человека в труде и постоянном общении с другими людьми – это ….
воля
рефлекс
сознание
эмоции

15. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

16. Самосознание можно определить как …
повышенное внимание к себе
уровень притязаний
направленность личности
образ себя

17. Психологическим механизмом самосознания выступает …
эмпатия
рефлексия
идентификация
атрибуция

18. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле … психологии
гуманистической
когнитивной
гештальт
культурно-исторической

19. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется … уровнем психологической активности.
низким
средним
высоким
повышенным

20. Уровень развития психики присущий только человеку – это …
сенсорная психики
перцептивная психика
элементарный интеллект
сознание

21. Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется …
реакцией
раздражимостью
отражением
чувствительностью

22. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…
отсутствие цели
постановка целей деятельности
новизна раздражителя
эмоциональная значимость раздражителя

23. Первой стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание

24. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее через … стадий
5
6
7
8

25. Первые теоретически разработки в области Я-концепции принадлежат …
В. Вундту
К. Роджерсу
Л.С. Выготскому
У. Джемсу

Концентрация внимания — необходимое состояние психики для защиты от любого рода энергетических воздействий. Узнайте, как развить концентрацию внимания!

Как защититься от психических воздействий?

Не подлежит сомнению факт, что дисциплинированным, тренированным сознанием всегда труднее манипулировать извне с помощью какого-либо ; труднее скрыть и саму попытку воздействия. Благодаря концентрации внимания вы повышаете свою ментальную безопасность.

Концентрация¹ является базовым навыком для всех методов работы с собственным сознанием. Поэтому если вы освоили методики расслабления², то умение концентрироваться – это следующий этап, который нужно освоить, чтобы достичь результатов.

Что такое концентрация внимания?

Концентрация – неотъемлемая часть дисциплинированного сознания. Она проявляется как умение волевым усилием фокусировать внимание и удерживать его на нужном объекте или процессе достаточно продолжительное время.

Человеческий организм устроен таким образом, что фокусировка внимания на объекте вскоре вызывает слияние с ним на уровне сознания, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому сознание стремиться своевременно произвести разрыв установившейся цепи «организм-объект». При длительной концентрации внимания включаются определенные механизмы психики (это могут быть различные мысли, внезапно возникшие потребности физического тела и др.), за счет которых человек отвлекается на другие объекты, рассеивая свое внимание.

Но, тем не менее, умение концентрировать и удерживать внимание на определенном объекте или мысли, это важный навык, который позволит работать над духовным развитием и достижением сверхспособностей.

Рассмотрим пример

Вспомните, как выглядит входная дверь вашего дома и попытайтесь сконцентрироваться на этом образе, не замечая ничего вокруг. Только образ. Большинство из вас сможет удержать данный образ в течение 10-15 секунд, а затем придут воспоминания, связанные с данным образом или, наоборот, никак не связанные с ним, возможно, захочется сменить позу или поправить одежду.

Неизбежно происходит рассогласование сознания с объектом концентрации, внимание рассеивается, охватывая окружающие предметы или воспоминания.

Чтобы защититься от психологических воздействий, нужно научиться концентрировать внимание на объекте длительное время, без отвлечения на посторонние мысли или ощущения.

Помочь в этом могут 2 эффективных техники, которые вы найдете ниже.

Перед проведением практики важно дать себе психологическую установку: «Некуда спешить, все происходящее вокруг не имеет в данный момент решающего значения».

Концентрация внимания. Упражнение первое

1. Практик садится удобно и расслабляется.

2. Глазами он следит за тем, как секундная стрелка часов делает свой оборот, концентрируя все внимание на её кончике.

3. Человек старается ни о чем не думать – он просто смотрит на стрелку или, в крайнем случае, думает о кончике стрелки.

4. По мере работы практик старается добиться такого результата, при котором за оборот секундной стрелки ни одна посторонняя мысль не прервёт концентрацию.

Если внимание было отвлечено, значит, упражнение не засчитывается. Выполнять практику нужно до тех пор, пока не получится достичь полной концентрации за один оборот стрелки.

Такая простая практика позволит не только получить отличный результат, но и закрепит концентрацию как устойчивый навык.

Концентрация внимания. Упражнение второе

Занятие проводится в тёмном помещении, куда не проникают посторонние звуки (можно воспользоваться берушами).

1. Практик берет тонкую восковую свечу (подойдет церковная) и делает на ней отметку. Затем он ставит её вертикально и зажигает, соблюдая меры пожарной безопасности.

2. После этого человек удобно садится и расслабляется.

3. Практик концентрируется на пламени свечи, не отвлекаясь ни на что. Задача – дождаться, пока свеча догорит до сделанной пометки, полностью концентрируясь на пламени.

4. Всякий раз, когда появляются посторонние мысли, отвлекающие от созерцания пламени, практик загибает палец на руке.

Как правило, первое время не хватит даже 10 пальцев, чтобы сосчитать количество моментов, когда сознание отвлечется, поэтому первую отметку не стоит делать ниже одного сантиметра от верхнего края.

По мере практики расстояние между отметкой и фитилем увеличивается. Результаты будут видны, когда удастся дойти хотя бы до половины свечи.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Концентрация внимания - удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире (

Концентрация внимания - это умение человека сосредоточиться на конкретном занятии, а также сохранять определенную информацию в резервах кратковременной памяти. Если данное свойство имеет определенные нарушения, то человек становится рассеянным и несобранным.

Каким бывает внимание

Внимание - это одна из важнейших характеристик умственной деятельности человека. По своей природе оно может иметь следующие разновидности:

  • произвольное - это сознательная и целенаправленная концентрация внимания на каком-либо объекте или действии, которые связаны с интересом, профессиональной деятельностью, обучением или прочей необходимостью;
  • непроизвольное - возникает неосознанно, в связи с каким-либо нестандартным событием или попаданием в новую среду;
  • постпроизвольное - возникает автоматически в том случае, когда концентрация на каком-либо объекте происходит с регулярной периодичностью (работа, учеба и прочее).

Говоря о видах концентрации внимания, можно сказать, что они полностью дублируют классификацию, которая приведена выше.

Нарушение концентрации внимания

Далеко не всегда человеку удается сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, даже если это представляет собой объективную необходимость. Это, безусловно, можно считать нарушением. Снижение концентрации внимания приводит к рассеянности, которая бывает нескольких видов:

  • Истинная - внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не задерживаясь при этом на долгое время (случай, когда это состояние вызвано нервным или физическим истощением, а также сильным стрессом, называют прострацией).
  • Мнимая - возникает в результате сосредоточения на каких-то личных мыслях, в результате чего концентрация на внешних объектах не представляется возможной
  • Ученическая - быстрая переключаемость с одного процесса на другой (наиболее характерна для школьников и студентов, откуда и произошло ее название).
  • Старческая - медленная переключаемость (вызвана нарушениями умственных процессов, связанными с возрастом).
  • Мотивационно-обусловленная - речь идет о сознательном отключении внимания от того или иного объекта или процесса, который вызывает неприятные или нежелательные ассоциации.
  • Избирательная - со временем привычные вещи перестают обращать на себя внимание человека (речь может идти о процессах в организме или же бытовых явлениях).

Как развить концентрацию внимания

Наблюдая за процессом взросления ребенка, можно сделать вывод, что концентрация внимания становится все более сильной с возрастом. На основании многолетних исследований и были составлены нормативы, которые определяют продолжительность школьных уроков, а позже и университетских пар. Тем не менее даже по достижении определенного возраста некоторым индивидам бывает достаточно сложно длительное время сосредотачиваться и удерживать внимание на одном и том же объекте или же занятии. В данном случае развитие концентрации внимания потребует некоторых усилий как со стороны педагогов (если речь идет о ребенке), так и со стороны самого субъекта (если речь идет о взрослом человеке).

Улучшение способностей к концентрации достигается посредством непрерывных и усердных тренировок. Концентрация внимания у детей чаще всего вырабатывается сама собой. Даже те дети, которым поначалу достаточно трудно привыкнуть к длительным и однообразным занятиям, со временем привыкают к этому. Учебный процесс направлен на то, чтобы, завершив образование, человек был готов к трудовой деятельности не только с точки зрения фундаментальных знаний, но также и с точки зрения самодисциплины. Если же с возрастом человек не приобретает подобных способностей, ему необходимо прибегать к тренировкам посредством специальных упражнений.

Как улучшить концентрацию внимания

Высокая концентрация внимания достигается не только усердными тренировками, но также и созданием комфортных условий. Дело в том, что любая мелочь (посторонний шум, телефонный звонок и прочее) может вывести человека из сосредоточенного состояния, после чего вернуться к прежнему режиму работы будет не так уж и просто. Таким образом, желая сконцентрироваться на работе, прибегните к следующим практическим советам:

  • Держите при себе блокнот или листок бумаги, на котором будет написано ваше текущее действие. Каждый раз когда вы на что-то отвлечетесь, данная подсказка поможет вам вернуться в нужное русло.
  • Выбирайте для работы тихое место, чтобы для вас были недосягаемы посторонние шумы. Если вы работаете дома или же в многолюдном офисе, то нет ничего зазорного в том, чтобы использовать беруши.
  • На вашем столе должны быть только самые необходимые для работы предметы. Уберите все, что может вас отвлекать - сувениры, фотографии и так далее.
  • Залог эффективной работы - это ощущение комфорта и хорошее самочувствие. Ваше рабочее место должно быть оборудовано комфортной мебелью, а также находиться в хорошо освещенном и проветриваемом помещении с комфортной температурой. Также не забудьте о том, что организм постоянно нуждается в подпитке едой и жидкостью.
  • Всегда составляйте перечень заданий, которые вам необходимо выполнить. При этом важно ни на что не отвлекаться, а главное - не откладывать начатое на потом.

Концентрация внимания - упражнения

Иногда в ходе своей профессиональной, творческой или бытовой деятельности люди обнаруживают в себе рассеянность и неусидчивость. В данном случае возникает необходимость в выработке и тренировке такого свойства, как концентрация внимания. Упражнения, предлагаемые психологами, позволяют выработать необходимые качества:

  • Для первого упражнения вам понадобится карандаш и лист бумаги. Начинайте вести линию, стараясь сконцентрировать на ней все свое внимание. Когда вы поймете, что отвлеклись, рисуйте зигзаг. У вас получится рисунок, чем-то напоминающий кардиограмму, который поможет вам оценить, насколько вы рассеяны.
  • Если вам предстоит долго ехать в автобусе или вы стоите в очереди, проведите время с пользой. Выберите для себя какой-то объект (плакат, окно, дверь и так далее), выставьте на таймере определенное время (для начала достаточно будет пары минут) и старайтесь смотреть и думать о нем ровно до тех пор, пока не раздастся сигнал будильника. Каждый раз, когда вам удастся выполнить данное задание, ни на секунду не отвлекаясь, увеличивайте временной промежуток.
  • Часто бывает, что, читая книгу (даже очень интересную), мы отвлекаемся на посторонние мысли и размышления. Поэтому всегда держите при себе карандаш. Заметив, что вы думаете о чем-то другом, кроме сюжета, ставьте на полях пометку напротив того места, на котором вы закончили осознанное чтение. Кроме того, закончив страницу, мысленно повторите ее содержание.

Тесты на определение концентрации внимания

Концентрация и устойчивость внимания - это важные характеристики не только для профессиональной деятельности, но также и для других сфер жизни человека. Для того чтобы оценить данные характеристики, психологи разработали специальные тесты, которые используют при собеседовании в крупных фирмах. Также их можно пройти самостоятельно, чтобы определить свою степень концентрации:

  • Тест Мюнстерберга позволяет определить уровень внимательности. Испытуемому выдается лист бумаги, на котором без пробелов напечатано множество букв, среди которых есть как хаотичные комбинации, так и конгурэнтные слова (23). За две минуты человек должен найти их все и подчеркнуть карандашом, после чего полученный результат сравнивается с правильным ответом.
  • Тест Шулье представляет собой таблицы размером 5*5, в ячейках которых в хаотичном порядке расставлены цифры значениями от 1 до 25. Испытуемый должен в как можно более короткий срок указать последовательно на каждую из них. При этом, запрещается делать какие бы то ни было пометки. Результаты оцениваются исходя из времени, затраченного на выполнение задания.
  • Тест "10 слов" предполагает, что испытуемому зачитывается определенная последовательность слов. Они не связаны между собой ни по смыслу, ни грамматически. Далее индивиду будет предложено воспроизвести данные слова. Последовательность их при этом не имеет особого значения.

Тренировка внимания

Тренировка концентрации внимания - это объективная необходимость для тех, кто хочет работать эффективно, не отвлекаясь на посторонние занятия. Для этого отлично подойдут указанные ниже приемы, которые можно применять в перерывах между выполнением своих трудовых обязанностей:

  • Научитесь расслабляться. Для этого выставьте таймер на 5 минут и займите удобное положение (сидя или лежа). В течение этого времени ваше тело не должно произвести ни одного движения (даже непроизвольного). Если данный опыт вам удался, то постепенно увеличивайте период такого полезного отдыха.
  • Сядьте прямо и вытяните руку в сторону. Поверните голову и смотрите на пальцы в течение минуты. При этом у вас в голове не должно быть абсолютно никаких посторонних мыслей.
  • Наполните водой стакан практически до краев. Вытяните руку с сосудом вперед и сконцентрируйте на нем свое внимание. Ваша задача - не расплескать воду в течение минуты.

Приведенная методика тренировок позволяет не только улучшить концентрацию внимания, но также и привести в равновесие нервную систему.

Зарядка для мозга

Высокая концентрация внимания - это результат активной работы мозга. Подобно тому, как тело нуждается в утренней зарядке, такой же потребностью обладает и человеческий ум. Собираясь утром на работу, или же находясь в транспорте, проделайте следующий комплекс упражнений:

  • Считайте от одного до 100 и обратно (со временем задачу можно будет усложнить, проговаривая, например, только четные числа, или те, которые являются делимыми на три).
  • Выберите наугад любую букву из алфавита и вспоминайте все слова, которые с нее начинаются (если вы владеете иностранным языком, то можно воспользоваться этим, выполняя задание, а также можно ввести ограничения по частям речи).
  • Не задумываясь, назовите 20 имен (далее усложните задание, выбирая только мужские или женские).
  • Выберите любую букву алфавита, на которую вам нужно будет назвать мужское и женское имя, населенный пункт, животное, птицу и продукт (это не просто хорошая гимнастика для ума, но также и отличная идея для того, чтобы с пользой скоротать время с ребенком).

Учтите, что все приведенные упражнения нужно выполнять максимально быстро, не задумываясь слишком надолго.

Физиологические аспекты

Концентрация внимания не всегда бывает связана с умственными способностями человека и его психологическими особенностями. Немаловажную роль в этом вопросе играет и физиологическая составляющая. Именно поэтому улучшение концентрации внимания неразрывно связано с нормализацией образа жизни и режима дня:

  • Возьмите за правило получать полноценный сон. Если вы поздно засыпаете и рано встаете, то вряд ли вы сможете на 100% выкладываться в своей умственной или творческой деятельности. Пусть 8-часовой отдых станет вашим незыблемым правилом.
  • Уделите внимание своему рациону. Старайтесь включать в него сложные углеводы, которые медленно перерабатываются, постоянно подпитывая организм в целом и мозг в частности. Также перед началом трудового дня обязательно выпейте чашку кофе или съешьте немного черного шоколада.
  • Выделите время для занятий, которые доставляют вам удовольствие. Это может быть прогулка, шопинг, хобби, фитнес, просмотр фильмов, прослушивание музыки и многое другое. Положительные эмоции способствуют выработке гормона дофамина, который благотворно сказывается на внимании.
  • Если ни один из перечисленных способов не оказал должного влияния на процесс концентрации внимания, то необходимо обратиться за консультацией к врачу, который порекомендует вам специальные препараты.

Развитие концентрации внимания возможно не только посредством специальных упражнений или методик, но также и путем постоянного самоконтроля. Так, отучите себя грызть ногти, стучать по столу, активно жестикулировать или же болтать ногами во время сидения.

Важный шаг на пути к высокой концентрации - это обретение эмоционального равновесия. Постарайтесь оградить себя от негатива и стрессов, а также побольше отдыхайте. Возьмите за правило слушать спокойную инструментальную музыку. Также окружите себя предметами тех цветов, которые благотворно влияют на нервную систему и эмоциональное состояние (например, зеленый и голубой). Также постарайтесь не смотреть телепередачи, которые несут в себе негативную окраску.

Для качественной умственной работы необходимо развивать оба полушария мозга. Для этого очень полезно периодически менять руки при выполнении каких-либо обыденных задач. Так, взяв зубную щетку или ложку в левую руку (а для левшей - в правую), вы вызовете активность тех участков мозга, которые ранее не были задействованы.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (созна­ния), предполагающее повышенный уровень сенсорной, ин­теллектуальной или двигательной активности.

Общая характеристика внимания

Важнейшей особенностью протекания психических процес­сов является их избирательный, направленный характер. Этот характер психической деятельности связывают с таким свой­ством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, па­мять, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и не отделимо от них. Внимание характеризует динамику протека­ния психических процессов.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания прояв­ляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной де­ятельности воздействий и игнорировании (торможении, уст­ранении) других - несущественных, побочных, конкурирую­щих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функ­ция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важ­нейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мимических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсор­ное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследо­вании этого вида внимания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько си­нонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмо­циональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточить­ся. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.



Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмо­циональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, при­ятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение вни­мания. Еще большее значение для возникновения непроизволь­ного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и мо­ральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются сло­ва активное или волевое. Все три термина подчеркивают ак­тивную позицию личности при сосредоточении внимания на развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Внимание – процесс сосредоточения сознания на объекте или информации.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания . В некоторых исследованиях его называют пассивным , в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес , как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами понятия произвольного (внимания) являются слова активное или волевое . Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное внимание это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие , которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности , выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.


Внимание человека обладает пятью основными свойствами : устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределе­нием и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологи­ческими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный мо­мент времени; другие – характеризуют психические состояния (возбуж­денность, заторможенность и т. п.), третьи – соотносятся с мотива­цией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые – с внешними обстоятель­ствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие ин­тереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от не­го, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих момен­тов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множе­ства сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчи­вости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рас­сеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степе­ни концентрированности внимания на одних объектах и его отвле­чении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, да­же на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одно­го объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли застав­ляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень инте­ресном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетель­ствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда можно рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора сохранению и восстановлению работоспособности нервной систем и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания . Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, по­мимо прочего, со специальными свойствами нервной системы че­ловека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно опре­деляют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэто­му их следует рассматривать в основном как природно обуслов­ленные.

Распределение внимания проявляется в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятель­ности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро пере­ключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвра­щаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Известно, что память на прерванные действия способна сохра­няться в течение определенного времени (эффект Зейгарник). В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполня­емыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физио­логического состояния человека. При утомлении, в процессе выпол­нения сложных видов деятельности, требующих повышенной концен­трации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания оп­ределяется количеством информации, одновременно способной со­храняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 7+ 2 единицы информации. Объем внимания обычно устанавливается в процессе эксперимента, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявля­ется большое количество информации. То, что он за это время успевает запомнить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с крат­ковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объе­мом кратковременной памяти.

Память

Память – процесс сохранения, закрепления и воспроизведения информации при помощи органов чувств.

Виды памяти.

Мгновенная , или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем составляет от 5 до 9 единицам информации и определяется по тому их числу, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Долговременная память. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Загрузка...
Top