4 основные положения пренатальной педагогики и психологии. Пренатальная педагогика или воспитание до рождения. Что чувствует ребенок до рождения

Хахлева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол

Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика . Педагогика – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.

Одна из важнейших задач человечества – это продолжение рода. Основное внимание в древности уделяли погружению будущей матери в мир хорошего и прекрасного . В дальнейшем – правильному отдыху и питанию беременной .

В 20 век выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды, чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

Пренатальная педагогика – молодая наука, поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии.

·Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.

·Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша. Таким образом, пренатальный период в развитии малыша относится не только к ребёнку, но и его родителям.

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики . Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития.В сущности, многие из методов пренатальной педагогики – это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют постоянно.

1. Первый и самый важный методфизический контакт с ребенком . Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием . Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете. После рождения дети узнают голоса родителей. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения

Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Разговоры в чате о ресурсах по пренатальной педагогике, программах и результатах

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения"

На вопросы отвечает вице-президент Российской народной академии наук (РНАН), президент Академии образования, социального и экономического развития (АОСЭР) Павел Викторович Тюленев.

Павел Викторович, какую программу Вы могли бы порекомендовать нашим беременным женщинам? Чем им занять с пользой то свободное время, которым они иногда располагают? Когда и кто предложил замечательный термин: пренатальная педагогика? Ведь этим понятием был нанесен сокрушительный удар по «традиционной педагогике», которая вводила в заблуждение и внушала всем, что обучать ребенка можно только с семи лет!

Итак, Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Ученые сравнительно недавно установили, что к 4 месяцам развития эмбриона человека уже сформирован слуховой аппарат. Теперь уже многие педиатры и акушеры знают, что с 4-х месяцев беременности матери ребенок уже слышит звуки. Можно ли повлиять на интеллектуальное развитие ребенка в период беременности?
Открытие и практическая проверка того, что это возможно, было сделано нами в конце 80-х годов.
Сегодня в Интернете и в литературе можно встретить информацию о воспоминаниях людей, которые помнят себя ещё до рождения, но до сих пор это воспринимается как фантастика, если не записки сумасшедших. Огромное давление стереотипов поведения общества и семьи заставляет человека забыть, что с ним происходило, что он слышал и что чувствовал. Представьте, что было полвека тому назад!
Память человека устроена по-разному, но под гипнозом удаётся выяснить о том, что помнит человек о своём предродовом развитии, и это уже никто, кроме самых закоренелых ретроградов, не оспаривает. Меня все годы после рождения беспокоили некоторые воспоминания в своем предродовом периоде, и постепенно в большинстве из них я разобрался – они помогли мне понять, что и как необходимо делать, чтобы ребенку эти воспоминания пошли на пользу.
Что может вспомнить и рассказать ребенок о своём предродовом развитии? На самом деле, 9 месяцев – это меньше одного года. Не такой уж большой срок для большого разнообразия событий: однообразное питание, не такое уж разное поведение матери, несколько праздников, и хорошо, если матери есть с кем поговорить, пообсуждать интересные темы… Но представьте себе такую ситуацию: а что, если мама начнёт целенаправленно и квалифицированно заниматься со своим будущим ребенком так, что он запомнит и после рождения вспомнит почти каждый день из этих занятий!

Вопрос 2: Не могли бы Вы рассказать немного об истории возникновения пренатальной педагогики? Почему-то никто об этом ничего не пишет…

Итак, немного истории. В 50-60-е годы, когда мне - из-за болезни матери - пришлось заняться «жесткой практической педагогикой» со своими младшими братьями. Мне надеяться было не на кого я много читал и решал все педагогические вопросы самостоятельно и радикально, анализируя всю доступную мне информацию. Но тогда даже тема развития ребенка сразу после рождения – раннее развитие детей - была запретной.
По этой же тематике, как я выяснил 12 лет спустя параллельно начал работать и о ней во всеуслышанье начал говорить только Б.П. Никитин - ему терять было нечего. Он порвал с традиционной педагогикой после того, как в 1957 году Первый секретарь МГК (Московского горкома) КПСС Л. Фурцева и Академия педагогических наук (АПН) не позволили ему с группой других педагогов-новаторов возродить известный во всём мире «проект А.С. Макаренко». Уволенный из системы «традиционного образования», Б.П. Никитин буквально в те же дни женился и начал создавать новую, родительскую педагогику «с нуля и до семи лет»: с самого рождения своих семерых детей. Так, несмотря на репрессии, запреты и гонения, начался штурм устаревших и ошибочных догм не только «начального образования», но и перинатального периода развития детей. В период сразу после рождения Б.П. Никитин обращать внимание на необходимость развития и закрепления хватательного и опорного и других «врожденных» рефлексов… Об этом вы сможете прочитать в книгах Никитина, которые я рекомендую всем - для начального ликбеза.
Поскольку я работал в системе Академии наук СССР, меня, как научного работника всегда интересовали фундаментальные вопросы и, в частности, проблема максимально возможного развития ребенка: что есть, на самом деле Человек? Каковы пределы его обучаемости?

Но до появления результатов системы МИР в конце 80-х и начале 90-х годов никто не знал и не говорил о том, что можно начинать развивать, воспитывать и обучать детей до рождения!
Между тем мною были получены конкретные практические результаты в 1988 году и вскоре я создал Центр «Содействие развитию и воспитанию детей». Этот центр обосновался в недрах ГлавНИВЦа Министерства геологии и начал с 1991 года регулярно рассылать сообщение о начатом мною проекте «Развивая детей – развиваем Россию» через факс-модемы при помощи двух компьютеров. Сохранившиеся протоколы рассылок этого своеобразного факс-спама показывают, что с каждого из компьютеров цели достигало до 500 факссообщений еженочно.

Сегодня можно обнаружить немало сайтов, где в общих словах и обтекаемо рассказывают о пренатальной педагогике. При этом ни слова не говорится об том, кто впервые раскрыл возможности развития и обучения в дородовой период? На сайтах как-то странно и поголовно умалчивают о том, этот термин впервые появился в системе МИР и настоящий бум начался как только по телевидению я решил показать наши результаты по расширенной моей методике «Читать – раньше, чем ходить: начинать обучение чтению раньше, чем родить».

Вопрос 3: Как возник или вошел в употребление термин пренатальная педагогика? Каковы его связи с понятиями перинатальная и неонатальная педагогика?

В конце 90-х и начале 2000-х годов после безуспешных попыток провести через Администрацию президента Ельцина, а затем и В. Путина Указ о переходе на новое оптимальное образование, я специально предпринял своеобразную информационную атаку на нескольких форумах, где рассказывал об удивительных результатах предложенной мною пренатальной и перинатальной педагогике.
У педагогов эта атака вызвала шок, но зато ко мне стали обращаться врачи – педиатры и гинекологи … Дело было сделано!

Эти термины подхватили как-то сразу.
Затем появились консультанты, начали создаваться центры. В частности, появился Центр Цареградской, которая даже стала выпускать собственную газету для посетителей и пренатальных педагогов. Я побывал, проанализировал работу этого центра, и так же, как в случае с практикой Лазарева с его СОНАТАЛом пришел в ужас: нарушались главные законы и принципы интеллектуального развития в раннем возрасте ребенка!
Что можно сделать, чтобы исправить положение?
Я всячески приветствую попытки педагогов и врачей разобраться в раннем развитии, до рождения и после рождения. Но для этого потребуется потратить десятилетия исследований и получить реальные результаты, как сделал это я. Сначала надо учиться, учиться и учиться в системе МИР – постараться хотя бы повторить результаты – ну а потом имеет смысл двигаться дальше и проводить исследования уже будучи обученными специалистами в области Интеллектики. Это необходимо для того, чтобы не наделать непоправимых или трудноисправимых ошибок занимаясь с детьми.
Категорически не рекомендую обращаться к «специалистам», которые не обучались в нашем Центре МИР ребенка и не используйте не проверенные нами и на аттестованные в системе МИРР методики. Другой рекомендации в нынешнюю эпоху авантюризма, мошенников и шарлатанов я не могу дать. Но самое главное: следите, смотрите за результатами. Если результаты у независимых родителей получаются феноменальные, удивительные и замечательные – значит и методика должна быть эффективная. Но когда показывают результаты в 1 % (один процент) при ошибке социометрических исследований в 5 – 10 % и более, то это вообще смешно и представляет собой попытку повесить обычную «лапшу на уши».

В нашей системе Методов Интеллектуального Развития Ребенка - МИР ребенка – мы выделяем два основных периода: пренатальный – дородовой, и перинатальный – после родовой, который длится 2-3 месяца сразу после рождения. Этот период ещё называют иногда неонатальным периодом. По моему мнению пренатальный и перинатальный термины больше подходят для наших целей, так как тут сами слова демонстрируют ту малую грань между этими периодами и тесную между ними связь.

В свою очередь дородовой период делится ещё на два основных периода, которые мы называем мирклассы: для них нужны свои программы и курсы обучения и развития плода. Но, на самом деле, более детальных микропериодов в пренатальный период существует гораздо больше! Но не будем распыляться. Скажем лишь одно: в пренатальный период формируются задатки будущего ребенка. Мать формирует фундаментальные основы будущей личности.

Вопрос 4: Можно ли говорить о том, что существует какой-то длительный опыт и статистика использования пренатальной педагогики?

Интересно, что через 15 лет после получения интересных результатов я обнаружил, что в некоторых мировых религиях сохранились традиции, в которых случайно или сознательно используется это качество человека для его интеллектуального развития в период внутриутробного развития. То есть, в принципе можно сказать, что пренатальная педагогика уже имеет тысячелетний опыт использования и можно проанализировать некоторые результаты её применения теми или иными семьями или народами.

В системе МИР ребенка методы обучения будущего ребенка начали целенаправленно рекомендоваться и использоваться с 1987 года. Было обнаружено, что ребенок, которого обучали в пренатальный период стихам А.С. Пушкина, в 2,5 года прекрасно и бегло мог читать поэму Руслан и Людмила», в семь лет обнаружилось, что он знал наизусть всю поэму «Евгений Онегин»! Аудио- и видеозаписи этих фактов Вы сможете послушать и посмотреть в Интернете по ссылкам с сайта www.rebenokh1.narod.ru.

Разумеется, есть и другие знания, которые лучше всего дать в пренатальный и перинатальный периоды, чтобы не тратить драгоценное время на их усвоение в будущем.

В этот период будущей маме надо выбрать или составить себе и будущему ребенку какую-то простую программу для перинатального обучения составить. :)

Скажем, озвучить по 10 - 20 первых, основных слов по нескольким, от 1 до 10-ти программам МИРР. Думаю, что больше - не надо. Кроме того, рекомендуется давать возможность будущему ребенку прослушивать различные наборы и коллекции звуков по определенной системе, так как тут можно навредить. Я не рекомендую слишком серьезно прислушиваться к тем дилетантским рекомендациям, которые имеются сейчас во многих книгах, включая книгу Масару Ибука, Лазарева и других. В книгах по системе МИРР вы найдете объяснения, что как и когда надо делать? Узнаете об отрицательном опыте, который был получен родителями при попытках использовать рекомендации Масару Ибука («После трех - уже поздно!», Лазарева (СОНАТАЛ) и других.

Помните о главном: те чувства, те эмоции, которые Вы испытываете, будет испытывать и Ваш будущий ребенок: здесь и сейчас.

Помните, что Вы сегодня формируете матрицу будущих эмоций ребенка.

В период беременности Вы связаны биохимически, через плаценту, поэтому мы этот период делим на два миркласса и называем - сначала "Химунок", а затем, с 4-го месяца добавляется "Слышунок".

Обратим внимание на второй миркласс, который начинается с 4-го месяца беременности и который называется «Слышунок».

То есть, с 4-го месяца Ваш плод развивается под влиянием двух интеллектообразующих факторов: он чувствует Ваши биохимические молекулы, которые обращаются в кровеносной системе будущей матери, и слышит - одновременно.

Итак, если вы с радостью и удовольствие проговариваете наборы из десяти слов по каждому «школьному предмету», то примерно тоже самое будет слышать и чувствовать и ваш будущий ребенок. В системе МИР установлено, что ребенок в этом состоянии может запоминать большие куски текста. …

Какие точно объёмы и на каких языках ваш ребенок может запомнить – мы говорить пока не будем. Об этом вы найдете информацию по ресурсах РК МИР и после регистрации.

Полный текст и рекомендации этой главы, а также результаты пренатального и перинатального обучения ребенка можно найти на сайте www.rebenokh1.narod.ru

2. Материалы обсуждения в чате руководства МИР пренатальной и перинатальной Педагогике и ссылки на ресурсы в Интернет

Http://vk.com/id153333881

Http://www.baby.ru/blogs/post/48704104-25392300/
Питание при планировании и беременности! Статья всем представительницам прекрасного пола!!! Читайте все-все интересно

Полный текст материалов обсуждения в МИР-чатах и ссылки на различные ресурсы - см. www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm

Т.А.Сваталова, к.п.н., доцент КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский План Перинатальная педагогика как наука Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Народная педагогика о жизни до рождения Перинатальная педагогика как наука Перинатальная педагогика - молодая отрасль педагогики, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Задача перинатальной педагогики: сформулировать основные правила поведения беременной женщины для развития здорового ребенка, опираясь на знание закономерностей внутриутробного развития плода. Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Внутриутробное воспитание малыша Развитие ребенка до рождения Помесячное развитие плода Внутриутробное воспитание малыша Роль звуков и музыки в пренатальном воспитании Качество эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности Физический уровень. Сознательное отношение к питанию. Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Ментальный уровень. Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Развитие ребенка до рождения Восприимчивость плода Движения плода Вкусовые ощущения плода Слуховые ощущения плода Зрительные ощущения плода Познавательная деятельность плода Личность плода Помесячное развитие плода К 4-м неделям у ребенка закладываются практически все жизненноважные органы - нервные ганглии (прообраз мозга), легкое, желудок, печень, поджелудочная железа, эндокринные железы. К этому времени у него формируются первичная почка - мезонефрос, зачатки рук и ног, а также 4 пары жаберных дуг: На 5-й неделе беременности у зародыша формируются мочевой пузырь, прямая кишка, половые валики, продолжают развиваться бронхи и легкие, а также закладывается окончательная почка - метанефрос. На 6-8-й неделе у ребенка формируется лицо, у него уже можно разглядеть появляющиеся глаза и уши, а также пальчики рук и ног. В это время происходит интенсивный рост головы, которая может составлять половину от всей длины туловища. Размер ребенка на 8-й неделе около 3-х см: Плодный период внутриутробного развития Этот период продолжается с 9-й недели беременности до момента рождения. В это время происходит дальнейшее развитие и созревание всех органов и систем ребенка. Ребенок увеличивается в размере, набирает массу. В возрасте 3 месяцев длина ребенка уже составляет около 9 сантиметров, он уже начинает двигаться, хотя мать этих движений еще не замечает. В 4 месяца его длина уже около 16 сантиметров, он уже умеет открывать и закрывать рот, если дотронуться до его губ: С 16-20-й недели мама уже начинает чувствовать шевеления своего ребенка. В 24-25 недель беременности длина плода уже составляет 30 сантиметров, а масса - около 700 грамм: В 28 недель все органы ребенка уже сформированы, однако не совсем зрелые. Длина его при этом составляет около 35 сантиметров, а масса - около 1000 грамм. В этот период у ребенка уже появляется шанс выжить в случае преждевременных родов: В возрасте 32-х недель масса ребенка уже около 1600 грамм, а длина его в этот период уже около 40 сантиметров. И, наконец, в 40 недель беременности ребенок уже вполне созрел и готов к самостоятельной жизни. Начинаются роды… Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Отрицательные воздействия во время беременности и их последствия для плода Внутренние тератогенные факторы Внешние тератогенные факторы Критические периоды внутриутробной жизни плода Дородовая диагностика пороков развития плода Народная педагогика о жизни до рождения Психология беременности Симбиоз «мать-дитя» Биохимическая связь Гормональная и эмоциональная связь Нервно-психическая связь Психологические особенности беременной Антенатальная психология Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода Научное подтверждение мудрости народных традиций как истоков перинатального воспитания Звуки музыки в жизни плода Значение психологического комфорта матери для здоровья плода Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции Психология рождения Развитие нервной системы и головного мозга Психический опыт новорожденного Генетическая программа развития и обучение Основы формирования здоровой психики ребенка Подготовка родителей к воспитанию ребенка в семье. Условия для формирования здоровой психики ребенка Роль матери в успешном развитии психики ребенка

Существует мнение о возможности развития и воспитания детей в утробе будущей матери, в связи с этим возникла наука - прентальная педагогика. Действительно ли это оказывает воспитательный эффект - необходимо разобраться.

Прентальная педагогика представляет собой воздействие на плод, находящийся в утробе матери, с целью привить определенные качества.

Приверженцы науки уверяют, что повысить уровень интеллекта, помочь формированию некоторых качеств и оказать укрепляющий эффект на нервную систему, необходимо начинать во время расположения ребенка в животе матери.

Зарождение науки, о преждевременном воспитании малыша, началось с эксперимента, сопровождаемого музыкой. Будущая мама, прикладывая наушник к животу, включала музыкальный трек через проигрыватель, с целью понаблюдать за изменениями в поведении малыша, наблюдали за шевелениями и ритмом детского сердца.

Пренатальное обучение

Спустя некоторое время начали появляться специалисты прентального обучения, пропагандирующие свои теории и способы развития.

К примеру, женщинам, которые беременны, советовали петь специальные песни и проговаривать упражнения в отведенное для этого время.

В виде результата от такого эксперимента ожидали совместные исполнения песен, мамы и малыша.

Для того чтобы оказать влияние при помощи движений и звуков, женщина пользовалась специальным музыкальным поясом, реагирующим на собственные толчки малыша, таким образом начинала воспроизводиться музыкальная программа.

Обучение до рождения

При подготовке ребенка к нехватке кислорода, возникающей во время родов, проводили гипокситерапию беременной женщине. Используя специальное оборудование, имитировали нахождение испытуемого в горной местности, с наиболее низким содержание кислорода, наравне с привычной обстановкой. Процедуру пребывания проводили в течение получаса на протяжении нескольких недель.

Методы дородового воспитания развиваются и совершенствуются с особым интересом, на сегодняшний день каждая область имеет свою технику воспитания и танцы, и изобразительное искусство, и музыку, и множество других.

Все методики были созданы с целью раннего развития ребенка в утробе будущей матери, сторонники прентального развития уверяет, что классическая музыка, которую малыш слышит, находясь у мамы в животе, оказывает стимулирующее действие на моторику и слух, прививает ассоциативные связи. Ребенок, знакомясь с музыкальной классикой, во время нахождения в утробе матери, вырастет с более сформированным логическим мышление, более сконцентрированным на происходящем, рассудительным и спокойным.

Более самостоятельными и уверенными появляются на свет детки, почувствовавшие внутриутробно свою значимость для отца и матери, за счет их совместного активного обмена информацией в процессе беременности. Они прекрасно воспринимают информацию на слух и мыслят на творческий лад. Существует и такое убеждение: беременная женщина, занимающаяся танцами, способствует хорошей переносимости ребенка во время поездки в транспорте и развитию его вестибулярного аппарата. Или, к примеру, во время танца женщина совершает активные движения, тем самым ребенок в ее животе получает увеличенный приток кислорода. Звук голоса поющей женщины способен благотворно влиять на иммунитет ребенка и развитие головного мозга. Будущая мама, активно интересующаяся искусством и выставками, природой и ее обителями, например, поющими птицами, увеличивает вероятность привить малышу любовь к природной красоте еще до рождения.

(Шпаргалка)

  • Яковлева С.А. Схемы, таблицы, опорные конспекты по педагогике (Документ)
  • Прокопьев И.И. Избранные лекции по педагогике. Дидактика (Документ)
  • Макарова Л.Н. (ред) Сдаем экзамен по педагогике (Документ)
  • Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике (Документ)
  • Шпоры по специальной педагогике (Шпаргалка)
  • n1.doc

    Билет № 15. Вопрос 1. Задачи пренатальной и перинатальной педагогики.

    Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика .

    Педагогика (с греч. ?????? – дети, ά?? – веду) – это наука об обучении и воспитании подростающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.

    Пренатальная педагогика – молодая наука, истоки которой уходят в мудрое наследие наших прародителей. Они были убеждены в том, что не рано говорить о воспитании малыша до его рождения. Поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии, неонатологии.


    • Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.

    • Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша.
    Таким образом, пренатальный период в развитии малыша относится не только к ребёнку, но и его родителям.

    Вопрос 2. Идеи православной и народной педагогики в семейном воспитании.
    Билет № 16. Вопрос 1. Социализация ребенка в условиях семьи.

    Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей; самый первый институт социализации ребёнка. “В семье дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений”.

    Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

    Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни

    Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

    · воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

    · воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

    · хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    · экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

    · сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

    · духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

    · социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    · досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    · эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

    Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

    Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных

    Процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения – самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком.

    Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, систематические наказания – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности.” Доверие у ребенка укрепляется тогда,

    Когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве.

    Анализ состояния семейной сферы в России свидетельствует о явном неблагополучии. В условиях социально-экономической нестабильности растет уровень тревожности, агрессивности, конфликтности как

    Среди взрослых, так и среди детей. Отрицательно действует на подрастающие поколение и переживаемая нами девальвация самого института семьи. Традиционно в российском менталитете складывалось бережное отношение к семье, проявлялось, правда, не всегда этично, стремление во что бы то ни стало

    Существуют различные подходы к обозначению социализации детей дошкольного возраста. Так, например, Н.В. Анддреенкова, Я.И. Гилинский, Г. М. Андреева вводят понятие «ранняя социализация», А. В. Мудрик, И. Н. Зарецкая употребляют термин «первичная социализация». Мы будем употреблять термин «ранняя социализация».

    Ранняя социализация охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть те периоды, которые в возрастной психологии именуются: младенчество, раннее детство, дошкольное детство.

    Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

    К агентам ранней социализации относят – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников. Ранняя социализация осуществляются в семье, где складываются первые представления о мире, о добре и зле, где ребенок и осознает себя.

    У ребенка в данный период происходит накопление элементов системы ценностных ориентации в сфере обществен­ных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоцио­нальным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее аде­кватно мотивированное выражение.

    С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо на­полнить культурой.

    Таким образом, первичную информацию об окру­жающем мире индивид получает в семье.

    Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, Сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил. В крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

    Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего психосексуального развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных, семейно-брачных, и в том числе сексуальных отношений. Родителям следует помнить, что процесс формирования полового самосознания ребенка проходит после рождения очень важные фазы, что недоласканность в детстве может стать причиной половых девиаций.

    Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

    Главным способом семейной социа­лизации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов се­мьи, а также принятие роли и исполнение роли.

    Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуа­ции или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это дей­ствия, связанные с действительным ролевым поведением, в то вре­мя как принятие роли только претендует на игру.

    Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка ис­полнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, де­вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по­ведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще не­устойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, од­нако минутой позже он начинает бомбардировать свои построй­ки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Тре­тья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удач­ным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с парт­нерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и ро­ли

    Партнеров.

    В ходе подобного процесса индивид, проходя последователь­но все стадии вхождения в другие роли, развивает способность ви­деть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции.

    Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности.

    Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Зна­чимый другой» – это та личность, одобрения которой данный ин­дивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и фор­мирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» мо­гут выступать родители, замечательные учителя, наставники, не­которые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «зна­чимого другого».

    Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования уста­новок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, «разыгрывают» представ­ления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни раз­ных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассив­но участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и жен­щины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли сво­его отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполня­ет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем рас­тет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помо­гают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семей­ства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

    Из вышесказанного видно, что результатом ранней социализации должна быть готовность к школе. Школьная готовность предполагает готовность к большей, чем раньше, самостоятельности, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Трудно бывает детям, особенно мальчикам, которые до школы росли в сверхтесном контакте с матерью при недостатке, а порой и полном отсутствии общения со сверстниками, вообще - с людьми, не входящими в круг семьи, Такие дети часто просто не могут оторваться от матери. остаться без нее. Иногда возникающий при этом страх настолько глубок и силен, что для его преодоления усилий родителей и учителя недостаточно и может потребоваться помощь врача-психотерапевта.

    Большинство детей, переживших страх, все же преодолевают его и мало-помалу привыкают к школе. Лучше предупреждать такую ситуацию заранее обеспечив ребенку возможность общения со сверстниками, даже если он не посещает детский сад.

    Можно сделать вывод, что ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

    Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

    В главе «Характеристика и особенности ранней социализации детей в семье» мы рассмотрели сущность и этапы ранней социализации, пришли к выводу, что периоды детства и юности оказывают большое влияние на следующие этапы социализации. Рассмотрели семью как важнейший институт социализации детей, именно в семье происходит процесс ранней социализации, человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Результатом ранней социализации является школьная готовность. Отработав, принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь войдет во все оружии.
    Вопрос 2. Традиции, обычаи, реликвии в семейном воспитании.

    Современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции.

    Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И.Захаров, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская).

    В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Ответ на вопрос о том, насколько правомерно такое отождествление, дается в исследовании И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями. Обычаи непосредственно, путем детальных предписаний определенных действий в конкретных ситуациях, стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Каждый обычай, естественно, имеет свой смысл, но он не выражается в форме идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким нужно быть.

    В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады».

    В силу указанного выше различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

    Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи, как средство воспитания, недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («Почему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

    Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

    В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях

    В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

    Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

    Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

    В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие (Т.Е.Березина, Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина). Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержания, а следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований (Т.М.Баринова, Е.С.Бабунова, Н.В.Демидова), эти традиции самые распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки ~ это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чувства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно узнать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая любимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был маленький, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть аккуратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, оказывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

    Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский).
    Билет 17. Вопрос 1. Модель деятельности домашнего педагога

    Вопрос 2. Воспитание любви к матери, пожилым родственникам.
    Билет 18. Вопрос 1. Взаимодействие ДОУ и семьи. Типичные ошибки педагогов в работе с родителями.

    Однако часто используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, кон­ференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало роди­телей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир зна­токов, КВНы, викторины, фактически не проводятся.

    Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные зада­чи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать ме­тоды: содержание родительских собраний, консультаций не­достаточно дифференцированно, воспитатели при выборе ме­тодов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особен­но молодые используют лишь коллективные формы работы с семьей.

    Причинами являются:


    • недостаточное знание специфики семейного воспитания;

    • неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

    • неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

    Вопрос 2. Половое воспитание дошкольника в семье.

    В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Причем половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).

    Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А результаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.

    Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.

    Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для полового воспитания детей.

    Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

    Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.

    Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

    Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.

    В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

    Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференцирование относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем отца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родственники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится процесс половой социализации.

    У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.

    Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болезненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о греховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.

    Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, доверительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.

    С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют. Все это говорит об одухотворенности половой идентификации, повышении эстетической культуры девочек. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.

    Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.

    Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные переживания ребенка, омрачить и последующую его жизнь.

    Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принадлежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Крупская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить забор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.

    Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребенок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии половой идентичности детей.

    Загрузка...
    Top